Что-же сегодня происходит под эгидой “бесплатная” газификация ? И к чему это может привести ?
Все, что приведено далее – вероятностный сценарий развития ситуации.
Мы неоднократно из СМИ в последнее время слышим “подписан закон о бесплатной газификации”. Ключевые ожидаемые гражданами слова – бесплатная. Только есть конкретный, подписанный Президентом закон, в котором бесплатно не звучит вовсе. И есть предпосылки и возможные следствия, которые в данном документе и изложим.
Итак, что предлагается законом – доведение газопроводов до границ участков в населенных пунктах (и речь не идет пока о СНТ) будет производится без взимания платы с заявителя. Финансирование строительства данных участков будет производится за счет (хотелось бы фразы, наподобие, за счет средств чистой прибыли монополиста ?) средств, которые будут включены в тариф на газ в качестве целевой надбавки. Эти средства будут аккумулироваться на счету Федерального оператора (? это будет просто счет или создаем “надстроечку” ? Или просто собираем на счетах коммерческой организации, в названии которой будет “…газпром…” ? Или пенсионный фонд №2 ?), который получая эти средства должен вроде как оплачивать эти работы региональным назначенным операторам (опять те же вопросы что и к федеральному….), которые в свою очередь будут наверно добросовестно, не оставляя себе ничего оплачивать уже средства подрядчикам, которые будут копать, строить и т.п. Т.е. стоически работать “за еду” ? А каждый оператор конечно будет себя содержать…. Идет ли речь об отдельных спец. счетах, если региональными операторами будут сегодняшние монополии ? идет ли речь о механизмах контроля ? идет ли речь об ограничении их аппетитов на свое содержание и ограничении оставляемых себе средств (снижения посреднических) ? Нет. Получается плюс две надстройки, которые должны в том числе оплачивать свою неусыпную деятельность по обеспечению процесса. Красивое предположение ?
Идем далее – действительно с большой помпой закон подписан, а вот подзаконные акты только к 1 ноябрю подоспеют. Их еще нет ? Или их суть и содержание таково, что до выборов лучше не показывать ? Попробую предположить (потом ведь проверим ?) – в стране около 40 млн абонентов, которые потребляют газ по регулируемым государством тарифам. Оценочно на всю “бесплатную” догазификацию требуется около 1,5 трлн. р. Делим одно на другое и получаем в разрезе на 1 абонента затраты в размере (округлим) 37000р. Догазификация вероятно займет от 3 до 5 лет. Получаем в год на одного потребителя газа 7500р. (это если 5 лет). Рост стоимости материалов строительства ? значит в итоге в пересчете еще больше. Из этих 40 млн. абонентов множество жителей многоквартирных домов сегодня в месяц в среднем за газ платят около 350 р. Жители ИЖС в зимний месяц (маленький дом) около 3500р. Вывод о надбавке только один – вероятное повышение цены на газ более 2,5 раз за те самые 5 лет. Почему-то всплывает некая фраза г-на Чубайса – “развитие альтернативной энергетики и зеленых технологий в России сдерживает в первую очередь низкие тарифы на газ”… Интересно почему так назойливо память связывает и это высказывание с вероятным сценарием развития ситуации с тарифами на газ ? И да, если подразумевалось, что та самая большая и национально достойная компания будет часть своей прибыли тратить, то теперь есть Закон, который им это категорически запрещает, так ведь можно трактовать ситуацию ? Конечно и забыли уже многие, что в стародавние времена в тарифе на газ наверняка уже эти надбавки были, но так сложилось, и их наличие сегодня уже на бумаге не прописано, так что юридически не оспорить ?
Исходя из такого математического подхода наверняка такой подьем тарифа на газ будет сопровождаться смелыми лозунгами – мы туда еще включили обслуживание газового оборудования…. И это будет правдой ? Давайте и этот сегмент вопроса раскроем.
Почему в обществе сложилось стойкое ощущение, что поставщик газа в последние пару лет стал требовать еще им заплатить деньги ? И почему владелец помимо газа должен кому-то что-то платить ? Все очень просто. В конце 90-х, когда наконец сняли монополию на строительство газопроводов (понмите, тогда газа ждали долго, обязательным условием газификации была установка трестом и самовара с надписью АОГВ, а на следующий день после его установки трестом и пуска газа, большинство покупало современные иностранные котлы, срезало аогв……..). Так вот, когда эту монополию отменили, из тарифа на газ исключили надбавку по обслуживанию этих самоваров. Ведь одна модель, один производитель, веревочкой подвязанный газовый клапан если чего сломалось. Поэтому дешево и в тарифе. Исключив надбавку, многим компаниям малого и среднего бизнеса дали возможность выполнять монтажи и газопроводов и котлов, производить их обслуживание и ремонт. Рынок насытился участниками, происходит открытая конкуренция исходя из стоимости, скорости, сервиса, наличия зап.частей, аттестаций и допусков производителей оборудования. Более 50 только торговых марок производителей, у каждого в линейке под 30-50 моделей. Такое разнообразие привело к возможности каждому пользователю выбрать подходящий вариант. Проверки деятельности и безопасности в этот период осуществляли инспектора ростехнадзора, причем работы монополистов также принимал ростехнадзор. Так продолжалось с 2002 года по (ориентировочно) 2008-2009 г.г.. На рынке сформировалось огромное количество малых предприятий, кто на протяжении более чем 10 лет борется с препонами монополистов, реально выполняет работы, и договора с данными компаниями многие жители заключают не из-за риска перекрытия газа, а исходя из реальной работы, сервиса, доп.услуг, оперативности реагирования на заявки этих компаний, добровольно. С 2009 года были отменены строительные лицензии (в т.ч. которые должны были получать компании участники рынка обслуживания газового оборудования), в отличии от строительства, в систему СРО не были включены данные виды работ (эксплуатация в принципе не подпадает в систему СРО). Хотя и в строительстве, на сегодня, система СРО фактически стала формальностью, никоим образом не решив поставленных при ее становлении вопросов. С 2013 года, наши доблестные монополисты, поставщики газа предпринимали более 8 попыток отнять и закрепить исключительное право проведения этих работ (ТО ВДГО/ВКГО) только за собой (непосредственно г-н Чибис будучи зам.министра лично озвучивал и поддерживал такой законопроект, выдвинутый Сидякиным, честно сказав, что работы то вы и будете продолжать выполнять, только уже на субподряде у монополистов….. ). Отступление – исходя из 50 марок оборудования и 40 млн абонентов, что должно быть на рынке в каждом районе/регионе ? Например, для реального выполнения работ (не забегания на 5 минут для подписи и получения денег у абонента, а реального выполнения обязательных работ) у 40 млн абонентов надо минимум около 20 тыс. обученных и аттестованных непосредственно исполнителей. Еще раз – обученных и аттестованных, которые не просто проверят все трубы на утечки, но обратят внимание на окружение в газифицированном помещении – вытяжки, приток воздуха, нормали режимов горения прибора, подключенные вытяжки с вентиляторами и проведут инструктаж жителя). Если мы подразумеваем что помимо плановых ТО ВДГО/ВКГО надо еще устранять аварийные утечки газа, ремонтировать оборудование (помните 50 марок по 50 моделей ?), содержать в наличии запасные части на складах в каждой службе по каждой марке/модели, то сразу станет понятен скрытый смысл попытки монополизировать и ТО ВДГО/ВКГО с оценкой рынка услуг в 8 млрд.р. из которых 70% уже у монополистов. Деньги надо собрать, но безопаснее не станет, и специалистов с опытом не станет. Включение в тариф на газ ТО ВДГО – утопия. Деньги конечно исправно станут поступать в один карман. Контроль за этой деятельностью вообще размоется, независимые малые компании подчас с опытом работы на рынках от 10 до 20 лет будут вытеснены либо на серые договора (фактически все опять забудут что это уже оплачено в тарифе), либо просто перепрофилируются, и рынок специалистов с опытом еще больше оголится.
Это вторая веха, скрытая вероятно до ноября.
Третий и не менее серьезный момент, который г-н Новак озвучиват с радостным лицом, как ноу-хау и отличное решение. Комплексный подход к абоненту. Ведь так радостно, когда Вы придете к монополисту, он с Вас возьмет деньги в том числе за обустройство подводки газа внутри участка, за котел и плиту. Вам не придется самим выбирать марку и модель котла. Просто платите деньги ! Ведь каков широчайший и благородный подход, скажете Вы…. И вероятно очень сильно ошибетесь…… Начнем с простого – Плита будет самая дешевая (мы говорим нам надо оборудование с современными системами газ-контроля для повышения безопасности), котел – А пакетное предложение монополиста учитывает особенности Вашей системы отоления ? Ведь котел это не просто газовая горелка, это неотьемлемая часть в большей степени системы отопления, нежели газоснабжения. И монополист в случае если пакетно Вам продал конкретный котел все это учел ? Рассказал ? И наверняка котел выбран исключительно самый надежный, для которого есть запчасти, обученные специалисты, самый хороший по соотношению цена-качество ? Вы серьезно ? Я полагаю, что котел будет того производителя, который хорошо дружит с монополистом, а вот весь остальной костюм – это уже Ваша задача подгонять к котлу. Так ? И это уже высказано Новаком, при этом фактически монополисту в руки отдали сегмент который никогда не подпадал и не попадет под гос.регулирование ! Зато слова как мед – лишая Вас выбора Вы теперь должны овациями украсить и дать оценку очередной монополизации рынка с открытой конкуренцией…. Ведь так ?
А теперь возможные социально-экономические последствия…. По существенному росту тарифа на газ на фоне ура-лозунгов бесплатной газификации и «включения» в тариф ТО ВДГО/ВКГО – думаю даже комментировать не буду, первое поднятие на 30% может и прокатит, но сомневаюсь.
Монополизация сегментов ТО ВДГО/ВКГО – сокращение рабочих мест и отъем вида деятельности у малого бизнеса. Оценочно 20-30 тыс.рабочих мест. Монополизация продажи газового оборудования – оценочно отнятие работы у малого и среднего бизнеса (инженерных центров), секветирование и перераспределение долей рынка у производителей оборудования – все друзьям, все в дом…. Даже оценить пока сложно.
Региональные бюджеты после таковых благих действий потеряют огромные налоговые поступления, получат сокращение количества рабочих мест.
Последствия по социальной напряженности – даже описывать не стоит, причем вопрос вероятно не только будет связан с потерей доходов во множестве семей, а ее и будет носить явно выраженную эмоциональную окраску, поскольку работу отняли у простых граждан и отдали в руки монополий, которые в свою очередь станут искать подрядчиков для этих работ, но оставляя им доходы на уровне «на еду должно хватить».
Учитывая личный опыт общения и обсуждений, в том числе во множестве комитетов, ТПП РФ, ОП РФ, один из законопроектов в 2016 году аж пришлось останавливать аргументацией в комитете по ЖКХ Гос.Думы, вероятность описанного апокалиптичного сценария кажется исключительно высокой.
Несколько в сторону от описанных, стоит особо выделить – начиная с 2013 года, те самые 8 попыток монополизации рынков ТО ВДГО/ВКГО (обслуживания газового оборудования) нас, независимых участников рынка оказания данных услуг пытались как раз и обвинять и назначать основой всех происходящих взрывов, отравлений угарным газом. Представители и лоббисты интересов монополий (поставщиков газа) усердно использовали эту аргументацию. На фоне отсутствия независимой статистики случаев, на тот момент отсутствия должных расследований случаев, мы постарались серьезно погрузится в аналитику причин происходящих трагедий. В 2016 г. На заседении комитета ОП РФ мы представили первичные исходно собранные данные и анализ ситуации с безопасностью. Пожалуй эта информация явилась неожиданной для присутствующих. Оказалось что в принципе договора на обслуживание многими жителями оплачиваются и заключаются с монополистами, однако фактически получая деньги эти работы в подавляющем большинстве случаев никто ни разу не проводит. Или что так называемые акты о недопуске в квартиры подчас пишутся в кабинетах задним числом, а даже в дома никто не заходит. Мы предложили и некие обьективные первичные методы контроля фактического исполнения работ – простое математическое деление заключенных договор на количество аттестованных непосредственных исполнителей работ покажет обьективно а физически и должным образом может та или иная монополия вообще проводить работы, или это фикция. Наши высказывания и предложения на тот момент не привели к резкому росту проверок деятельности монополистов, но с 2016 года некие положительные сдвиги начались. Периодичность проведения работ стала 1р/год, с 2018 г. Следственные органы перестали стесняться в проведении расследований и наконец-то нерадивые сотрудники монополий в какой-то степени стали фигурантами дел. С 2016 г, одновременно с момента этого события, мы, специалисты независимых от монополистов компаний (причем среди нас есть и «бывшие»сотрудники монополий), приняли решение о создании нашего общественного обьединения «Гильдия Инженеров Газового Оборудования» с целевыми задачами – повышение безопасности при использовании газа в быту, и защите открытой конкуренции среди добросовестных участников рынка. В 2020 г. Результатом нашей аналитической работы явилась предложенная открыто к обсуждениям «стратегия повышения безопасности при использовании газа в быту», а в 2021 году она была дополнена, структурирована и отправлена в различные органы и министерства, в том числе в Адм.Президента. Конечно спустя должно время нами получены отзывы, кратко характеризуемые как «спасибо». Субьективно, эти ответы представляют собой «спасибо мы сами».
Краткое, уже абсолютно личное, мое, мнение. Мне 48 лет. Я родился и вырос в Москве, окончил в 96 году МАТИ им Циолковского по специальности инженер-механик по испытанию летательных аппаратов (смотря на происходящее в Роскосмосе – больно вдвойне….). Поскольку специальность непростая, то и программа обучения была многогранной – от материаловедения и сопромата с математикой и физикой, программирования и теории вероятности, аэродинамики, гидродинамики и прочего. И да – летательные аппараты, это как раз ракеты, космические корабли, и все что летает за пределы атмосферы…..
Так вот, трудовой опыт большой, с газовым оборудованием так или иначе деятельность началась в 2002 году. В 2008 году создал свое малое предприятие в Московской области, как раз инженерный центр. Все началось с двух рабочих мест (я и товарищ) 25ч./366дн. без отдыха. На сегодня это 35 рабочих мест. В основном инженерные кадры, которые должным образом обучаются, повышают квалификации. Как уже отмечалось Выше, помимо инженерных способностей, начиная с 2013 года мне приходится еще заниматься в рамках общественной организацией анализом ситуации с безопасностью, для того чтобы монополисты не отняли право продолжать работать – принимать участие в различных совещаниях, писать различные обращения, получая множество отписок. Что уже приняло системный характер. Напоминает «Ну,погоди» (бесконечно) с монополистами…
Станислав Митюшин