Наши текущие предложения по различным вопросам для повышения безопасности при пользовании газом в быту

Представители объединения, имеющие опыт работы на рынке газоснабжения, ремонта и обслуживания ВДГО/ВКГО считаем следующие меры необходимыми в целях повышения безопасности:

  1. Меры, которые необходимо предпринять скорейшим образом:

1.1. Пропаганда мер и правил безопасного использования газом быту — для этого подзаконными актами вменить в обязанность размещение информационных стендов в каждый подъезд газифицированного многоквартирного дома, на котором разместить графические материалы, разместить правила пользования газом (текстовый материал), обязанности исполнителя работ по ТО ВДГО в соответствии с ПП410, информацию и контакты организации осуществляющей обслуживание ВДГО (общедомовых систем), аварийных служб (запах газа). Обратится с просьбой в МЧС и Ростехнадзор в целях создания единых подобных материалов. Финансирование — либо в качестве грантовых с привлечением ОНФ, дальнейшее содержание за счет средств на содержание и ремонт общего имущества. Стенды с материалами должны быть в каждом подъезде, не объединяться с иными информационными материалами. Попросить ОНФ вести мониторинг размещения данной информации в каждом подъезде.

1.2. В виду отсутствия должного контроля на протяжении прошедших 20 лет различных изменений нормативной базы, для всех абонентов пользователей газа провести «амнистию» изменений, перестановок газоиспользующего оборудования и систем газопотребления, в том случае если таковые не нарушают норм безопасности и правил безопасного использования газа. В настоящий момент одним из факторов, который в части случаев негативно влияет на допуск спец.организации в жилое помещение являются подобные изменения, которые произведены. С точки зрения безопасности – не имеет значения что и куда переставлено за последние 20 лет, важно – нарушены требования нормативов безопасности или нет. Если не нарушены – тогда необходимо подобные факты по умлочанию узаконить, без лишнего сбора документов и посещений чиновников. Еще раз речь про сети газопотребления и газовое оборудование.

1.3. Разработать единые и обязательные (для всех ГРО) упрощенные процедуры для типовых изменений, которые могут потребоваться собственникам жилых помещений – от установки газового счетчика, до переноса газовой плиты. Четкие минимально необходимые требования снимут в большинстве случаев опасения владельцев квартир о «долгом, дорогом, чиновничьем» процессе внесения изменений.  Процедуры должны обеспечить беспрепятственное и быстрое решение вопроса, при этом основной целью не составление проекта, а соблюдение правил и норм безопасности.

1.4. Указать региональным ГЖИ и ГРО на неисполение закрепленных за ними функций и полномочий – в части допуска и ведения реестра спец.организаций, в части контроля за соблюдения всеми (в том числе монополистами норм и требований, обязательств и работ в части ПП410). Обеспечить публикацию реального перечня организаций и ежемесячное обновление информации на сайтах в открытом доступе.

1.5. Решить законодательно вопрос с описанием четкой процедуры и органов, которые участвуют в процедуре о принудительном допуске в квартиры собственников в случаях неисполнения обязанности по соблюдению норм безопасности при эксплуатации газового оборудования. В том числе четко прописать типовые решения с обязанностями и действиями всех сторон. Проблема беспрепятственного доступа в настоящее время также является фактором, но отсутствие четких должностных инструкций при наличии вещных прав владельца не решается.

1.6. Из-за отсутствия типовых форм договоров ТО ВДГО также наблюдаются различные нарушения. Необходимо для всех участников рынка ввести типовые формы договоров с минимальными требования и объемами работ, которые перечислены в ПП410.

1.7. в связи с тем, что большинство случаев гибели людей в многоквартирных домах в большей степени связано с отравлением угарным газом провести летом 2018 года в обязательном порядке 100% осмотр и проверку во всех многоквартирных газифицированных домах вентиляционных вытяжных каналов из помещений где установлено газовое оборудование и каналов дымоудаления. Считать затраты по данной программе в части приведения их в надлежащее работоспособное состояние затратами на капитальный ремонт с использованием средств фонда. В обязательном порядке при проведении данных работ произвести установку в том числе каналов притока воздуха в помещения с улицы, т.к. современные пластиковые окна не соответствуют ранее разработанным требованиям по обеспечению притока воздуха, поэтому даже в случае работоспособного канала но при отсутствии притока воздуха нормативное удаление продуктов сгорания от плит не происходит, также при установке кухонных вытяжек с вентиляторами происходят процессы образования «обратной тяги». Ввести серьезную ответственность за несоблюдение сроков проверки дымоходных и вентиляционных каналов, за их нерабочее состояние. Определить орган контроля, возможно данные функции также возложить на Технических Инспекторов (см. п.2.3.)

1.8. В виду вступивших в силу изменений в п.п. 410 — изменение периодичности проведения работ ТО ВДГО — обеспечить 100% охват абонентов по ведению данных работ до ноября 2018 года. Для обеспечения отчетности вменить в обязанность ГРО составление единого реестра абонентов потребителей газа, а также сбор информации о наличии у абонентов действующих договоров ТО ВДГО с любой из спец.организаций. Составить единую БД по всем потребителям газа, в которой установить соответствующие отметки о наличии договоров, о  проведении ТО ВДГО. На момент проведения ТО ВДГО сделать соответствующие выводы — о необходимости замены оборудования, о необходимости проведения кап.ремонта общедомовых систем и т.п., особенно в части оборудования с истекшими сроками эксплуатации.  В соответствии с действующими нормами по проведению работ ТО ВДГО обязательно провести инструктаж абонентов. Одновременно с этим – проверить наличие у каждого абонента договора на поставку газа – т.к. большинство абонентов со времен СССР данных договоров не перезаключали, обязанностями не наделены.

1.9. Вменить в обязанность — на каждом ежегодном общем собрании жителей проводить общий инструктаж жителей с помощью аттестованных специалистов по правилам безопасного использования газа в быту, в том числе с привлечением МЧС, Ростехнадзора, спец.организаций.

1.10. Разработать программу льготного кредитования на приобретение отечественного современного газоиспользующего оборудования — газовые плиты, газовые водонагреватели в первую очередь. Программы субсидирования для малоимущих — сделать федеральной, с финансированием и соответствующих статей бюджета. Замену оборудования в жилье соц.найма провести за счет средств бюджета (за безопасность отвечает собственник — государство по этим объектам).

1.11. Вменить в качестве обязательных требований при проведении кап.ремонта систем газоснабжения установку сигнализаторов и клапанов-отсекателей у каждого абонента, создать региональные программы по проведению кап.ремонта систем газоснабжения в многоквартирных домах за счет средств фондов кап.ремонта. Установить программно 2-3 года на проведение данных работ по всем многоквартирным домам, построенным более чем 30-35 лет назад. По проведению работ по кап.ремонту осуществить документарную передачу систем ВДГО в ведение ТСЖ либо УК с подписанием соответствующих актов разграничений, передать УК и ТСЖ исполнительную документацию – в целях контроля за перепланировками и иными изменениями, которые владельцы квартир делают самостоятельно.

1.12. Проверить наличие и состав в программах школьного образования уроков, посвященных безопасности при пользовании газом, печным отоплением, использования газовых баллонов. При отсутствии срочно разработать. Провести в сентябре общие открытые уроки (возможно и при участии родителей ?) данные уроки по безопасному пользованию газом, печным отоплением. В дальнейшем в программах образования на сентябрь данные уроки считать традиционными. Проверить и наполнить соответствующие программы на основании действующих нормативов.

1.13. в программы кап.ремонта и обустройства многоквартирных домов в части, которые отвечают за обустройство систем общей пожарной сигнализации внести изменения, и дооснащать каждую квартиру и места общего пользования не только датчиками дыма, но также и датчиками загазованности (природный газ, угарный газ), с выводами также на пульты диспетчерских служб, аварийно-спасательных служб. Сделать обустройство подобных систем обязательным для многоквартирных газифицированных домов.

1.14.Организовать в рамках Ростехнадзора (или иного органа технического регулирования, либо ГЖИ либо в рамках СРО технической инспекции см. п. 2.3) сбор статистики по ВСЕМ случаям нанесения ущерба здоровью либо материального ущерба,  гибели людей в быту, связанных с природным либо угарным газом, при взрывах газовоздушной смеси вне зависимости от степени тяжести последствий. По каждому случаю проводить техническое расследование причин, накопление статистики с привлечением общественных организаций и независимых специалистов. На основании статистики разрабатывать те или иные изменения в нормативах, предлагать те или иные меры воздействия, проводить проверки данных областей деятельности, регионов, участников групп риска. Выступать с рекомендациями либо запретами эксплуатации тех или иных приборов, разрабатывать перспективные требования к  оборудованию в части наличия тех или иных устройств безопасности с планами установления запретов эксплуатации устаревших моделей. Вменить в обязанность всем – МВД, МЧС, СК, спец.организации, органы управления, мед.учреждения, ГРО доводить до комитета информацию о всех авариях и ЧС, подобных инцидентах. Все расследования МВД/СК проводить с обязательным привлечением данного комитета. Основной целью считать анализ и исключение системных факторов и ошибочных решений, влияющих на повышение рисков возникновения трагедий.

1.15. Нормативом установить сроки максимальной эксплуатации внутридомовых сетей многоквартирных домов, не давая возможность их установки проектировщикам, строго контролировать их незыблемость и проведения диагностирования и кап.ремонта. Также вернуть ранее существовавшее правило продление сроков эксплуатации – после первичного диагностирования продление на срок не более половины от первоначального. Дальнейшее продление сроков эксплуатации запретить.

1.16. Вменить в обязанность производителям газового оборудования при выпуске на рынок того или иного газового прибора прописывать в том числе порядок продления сроков эксплуатации (что и как меняется и проверяется, кем), либо жестко устанавливать запрет эксплуатации после завершения нормативного срока. Данное должно быть прописано в паспорте прибора !

1.17. Для обеспечения безопасности в части пользования газом в быту, необходимо наладить контроль за одоризацией магистрального газа (добавления присадок, придающих характерный сигнальный запах природному газу, не имеющему в чистом виде цвета и запаха) — законодательно закрепить обязанность на станциях одоризации установку самописцев с фискальными регистраторами данных для независимого объективного контроля за нормативной одоризацией природного газа. Вменить в обязанность техническим инспекторам Ростехнадзора с периодичностью 1р./3 месяца проводить контроль накопленных показателей одоризации в соответствии с нормативами на единицу объема обработанного газа. Установить административную ответственность, а в случае систематического нарушения – вплоть до уголовной для ответственных лиц.

1.18. В целях пропаганды, открытости и доступности информации на информационных ресурсах ГЖИ создать разделы посвященные использованию газа в быту, в которых вести реестры участников рынка, принимать и обрабатывать запросы абонентов, жалобы на некачественное исполнение услуг, иные предложения участников рынка. Дать возможность аттестованным специалистам осуществлять независимый общественный контроль за ситуацией на рынке, деятельностью ГРО  и спец.организаций.

 

  1. Наложить вето на какие-либо очередные изменения (кроме указанных выше) в данной области, до тех пор пока не будет сформулирована дорожная карта, концепция в рамках которой уже будут производится изменения. Наши предложения к обсуждению ниже.

2.1. В связи с отсутствием целостности нормативной и законодательной базы, с различным трактованием терминов считать необходимым создание постоянно действующей площадки по обсуждению специалистами технических аспектов, концепции законодательного развития регулирования в данной области. Предлагаем к рассмотрению уже в расширенном составе огромного круга вопросов в данной области, т.к. существуют связи с иными направлениями. Например в обсуждении должны принимать непосредственное участие: представители комитета ЖКХ Гос.Думы, представители ФАС (определение конкурентных рынков и ограничений на них, взаимодействие с регулируемыми видами услуг), юристы общегражданских направлений – формулирование требований не противоречащих кодексам РФ  в части основных прав граждан, представители Ростехнадзора – как наследника Госгортехнадзора (органа осуществлявшего контроль в данной области), представители ГРО, представители независимых общественных объединений участников рынка ремонта и обслуживания газового оборудования, представители МЧС и ГЖИ, представители объединений управляющих компаний и ТСЖ (как представителей собственников жилья), представителей объединений собственников жилья. Желательно подобный комитет сделать под эгидой комитета по ЖКХ в Гос.Думе, либо в ином органе обладающим правом законодательной инициативы.

2.2. В технически сложных областях в виду богатства трактовок терминов разработать и вменить единый словарь терминов. В законодательных и нормативных актах термины должны использоваться исключительно из данного словаря. (Аналогия с Инкотермс). Не допускать трактовки нормативных терминов и определений в каждом акте либо законе. При необходимости дополнительного термина – вносить также в данный словарь терминов соответствующие определения по новым.

2.3. Основополагающим принципом повышения безопасности является наличие независимого от исполнителя работ контроля. В настоящий момент отсутствие такового и является существенным фактором повышающим риски. Ранее при СССР система выглядела следующим образом – существовала газотехническая инспекция которая осуществляла выборочный контроль (в том числе выездной к абонентам) по исполнению работ ТО ВДГО. На сегодня никаких органов технического контроля не существует. Штаты ГЖИ да и законодательно закрепленные обязанности и функции не позволяют проводить данный контроль либо вовсе либо в должном виде. Мало того в связи с тем, что поставщик газа аффилирован (либо в одном лице) также является исполнителем работ из процессов контроля выключены независимые участники. Если мы говорим что поставщик газа не имеет право проводить иные виды деятельности, тогда в его лице мы получаем документарный контроль, далее есть абонент, который должен контролировать факт прихода специалиста, и посередине нужен дополнительный орган контроля за качеством и полнотой работ спец.организации. В этих целях предлагаем рассмотреть следующее предложение:

Создать «институт» ТЕХНИЧЕСКИХ ИНСПЕКТОРОВ. Для этого создаем СРО по аналогии с кадастровыми инженерами. Аттестация и обучение и сдача экзамена позволяет физ.лицу (ИП) получить статус «Технический инспектор». При этом получив «гербовую печать», индивидуальную цифровую подпись, доступ к ГИС в которой присутствуют все потребители газа, данный инспектор (любой выбранный абонентом) проводит проверку абонента, ставит соответствующую отметку. Периодичность устанавливаем не реже 1 р./год. Считаем наличие данной отметки обязательной для поставки газа, при ее отсутствии прекращаем газоснабжение. Тем самым получаем институт специалистов, причем заведомо высокой квалификации, получаем систему персональной аттестации и персональной ответственности. Создание СРО позволит также в какой-то мере решить вопросы страхования ответственности, обсуждения и внедрения изменений нормативки и законодательства.

2.4. Создание единой ГИС – по всем точкам использования газа. Каждый абонент соответствующий адрес, информация об оборудовании (в том числе контроль сроков службы), информация о проведенных работах и инспекциях. Полноценный автоматический информационный контроль, группировка по степени риска, риск ориентированный подход по внеплановым проверкам – все это существенное снижение рисков серьезных аварий и ЧС.

2.5. Из общих сегодняшних недостатков – принятие тех или иных нормативных актов не имеет ничего общего с доведением этих изменений как до исполнителей, так  до ГРО, ГЖИ. Исполнение пункта 2.3. решит данный вопрос –доведением до реестровых технических инспекторов. Либо необходимо законодательно закрепить либо издание официальное где публикуются обязательные для данного сегмента рынка изменения либо интернет-источника. Ну и конечно надо вводить ответственность за незнание….

2.6. Из насущных технических изменений, которые также необходимо провести в обсуждениях – как установка в обязательном порядке диэлектрических вставок, как срочная замена всех резиновых шлангов-подводок газа и множество подобных мельчайших нормативных требований – это уже четко по статистике и опыту. Кстати в этой же области – наличие отдельного приточного устройства воздуха с улицы (не окно или форточка а постоянный клапан) и т.п.

2.7. Указанные Выше комитеты и органы также должны выработать объекты риск-ориентированного подхода – например в домах, где наблюдаются ненормативные показатели отопления газовые плиты используются подчас в круглосуточном режиме, что приводит к образованию угарного газа в круглосуточном режиме. Это означает что контроль функционирования вытяжных каналов в данных домах необходимо производить чаще – 1р/месяц в отопительный сезон, это означает что население должно обязательно при работе плиты открывать форточки либо окна, но именно этого не происходит…

2.8. Пожалуй также одним из наиболее влияющих на безопасность – в данной области необходимо перестать заниматься либерализацией нормативов, отдавая на откуп проектировщикам и прочим. Необходимо определить красные линии – четко прописанные нормативы не подлежащие никаким нарушениям (сейчас фактически у каждого требования есть приписка – на усмотрение проектировщика или отдельное решение проектировщика). Надо определить минимальный перечень нерушимых требований.

 

Примечания: основнополагающим фактором повышающим безпасность является наличие в процессе независимых уровней контроля. В области бытового газоснабжения также следует придерживаться данных правил. Конечным «органом» контроля является сам владелец помещения, который должен контролировать факт прихода специалиста и выполнение им каких-либо работ в соответствии со списком, принимать их. За качеством и полнотой работ специалиста выборочно должен осуществляться контроль иным «органом» — в нашем понимании Техническим Инспектором, который выборочно проверяет исполнение работ, объемы, навыки и знания специалиста. Параллельно с этим у нас должен существовать и документарный контроль, который должен осуществлять продавец газа – ежегодно требуя от абонента наличия договора и технического освидетельствования, что все безопасно. Ну и над всем этим, наблюдая, делая системные выводы, выступая с рекомендациями и нормативами должно стоять техническое сообщество обладающее опытом и знаниями, пониманием ситуации. На руки государственной службы в любом случае ложаться функции контролера высшего уровня и регулятора глобальной линии. Но это все имеет непосредственное отношение к широкому обсуждению на площадке.

One Comment

  1. Pingback: Аварии и ЧС связанные с использованием газа в РФ — реальная независимая статистика и выводы. Сравнение 2017 и 2018 годов — эпидемия на фоне отс

Добавить комментарий