Резкое увеличение штрафов за несоблюдение правил использования газа в быту приведет ли к повышению безопасности ?

03.04.2024г. Советом Федерации одобрен проект закона о повышении ответственности в области эксплуатации, ремонта и обслуживания газового оборудования.

В рамках данного проекта предусмотрено существенное повышение штрафов в данной области. Законодатели считают, что повысив штрафы для владельцев квартир вплоть до 10 тыс.р. нам удастся изменить отношение граждан к безопасности при использовании газа, при этом подобная мера ответственности может быть применена к гражданам в случаях уклонения от заключения договора на обслуживание, в случае отказа от допуска проверяющего (специалиста) в квартиру, либо в случае замены оборудования без привлечения поставщика газа.

После изменений в законодательстве в 2023 году, заключать договора на обслуживание имеет право только поставщик газа (газораспределительная организация). И юридически, вводимые увеличенные размеры штрафов, исходя из прямого прочтения не имеют непосредственного отношения к повышению владельцем квартиры внимания к соблюдению правил безопасного использования газа, лишь обуславливают ответственность за нежелание заключать договор, оплачивать услуги исключительно поставщику газа.

Также повышается административный штраф, который возможно наложить на владельца квартиры в случае, если неисполнение им выше приведенных обязанностей приведет к аварии либо  угрозе причинения вреда жизни или здоровью людей.

Вышеприведенные пункты спорны – рассматривать данные пункты как стимул, который приведет к реальному изменению отношения самих граждан к собственной безопасности (именно это необходимо для повышения безопасности) не приходится, а касаемо последнего пункта, с учетом фактической монополизации обслуживания в руках коммерческих организаций, осуществляющих поставку газа, может привести к злоупотреблению правом последних.

Стоит перед этим сделать отступление. Как уже  упоминалось, изменениями в законодательстве, с 1 января 2024 года организациями, наделенными исключительными правами на заключение новых договоров обслуживания стали только поставщики газа. При этом законодатели посчитали, что сам факт осуществления поставки газа, означает, что только эти организации обладают должным количеством обученного и аттестованного персонала, необходимыми запасами инструментов и запасных частей, при этом запретив работу более 4,5 тыс независимых, специализированных организаций, которые в том числе являлись авторизованными сервис-центрами, осуществляли на основе конкурентных цен и условий выполнение данных работ. Кстати, именно в независимых от поставщиков газа компаниях и трудилось подавляющее большинство подготовленных и обученных специалистов. Стоит отметить, что с 01.01.2024 года во многих регионах уже зафиксирован существенный рост стоимости данных услуг. В некоторых регионах рост составляет 50-300%. В среднем от 30 до 50%, только лишь после монополизации данных работ. Подчас стоимость работ в некоторых регионах уже сама по себе становится останавливающим фактором, в виду недостаточности средств у жителей.

В рамках данного законопроекта законодатели использовали не точные формулировки, которые дают возможности трактовок предлагаемых норм.

С одной стороны увеличение ответственности исполнителя работ (за полноту, качество), вне зависимости является он поставщиком газа или нет –можем с уверенностью сказать, что мера необходимая. Именно поэтому увеличение ответственности исполнителей и наложении штрафов от 100 до 500 тыс.р., вплоть до 2 млн.рублей в рамках данного пункта мы можем рассматривать как реальный аргумент в пользу повышения безопасности.

С другой стороны, в виду размытости формулировок (не состыкованности между данными документами, возможности разночтений) примененных в ФЗ-71, Пост.Правительства 410, и в предлагаемом проекте, очень многие реально возникающие ситуации могут привести к непоправивым последствиям. Одной из наиболее типовых ситуаций  – у жителя происходит поломка газового котла в морозный зимний праздничный день. Исходя из трактовок, мы можем говорить, что только поставщик газа имеет право проведения ремонта, однако при обращении жителя к поставщику газа, оказывается, что ремонт может быть произведен только через 2 недели. Вы скажете это редкость ? На самом деле в текущем отопительном сезоне у многих граждан этот опыт уже есть. Конечно жители после такого ответа подыскивают сервисные компании, которые обладают опытом, запасными частями, авторизованы производителем, которые оперативно могут устранить неисправность, восстановить отопление. Однако после вступления в силу рассматриваемого законопроекта, подобные профессиональные сервисные организации уже можно будет оштрафовать, просто за сам факт оказания такой услуги. Внимание – за факт проведения работ, а не в виду низкого качества или некомпетенции сотрудников. Считаем ли мы данный подход правильным с точки зрения интересов граждан, повышения безопасности, доступной стоимости и качества ?

Мы считаем, что трактование предлагаемых проектом норм позволит монополистам полностью исключить работу профессиональных и подготовленных, авторизованных производителями сервисных компаний.

Мы считаем, что штрафы владельцам за замену оборудования не силами монополистов-поставщиков газа приведут к полной монополизации производства и продажи бытового газового оборудования.

Наш анализ, с учетом размытости и возможности трактовок определений, формулировок  недопустим в целом для повышения безопасности.

 

проект-3-чт-титул-1

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика