Прецендентное решение ФАС в связи с необоснованным ростом стоимости услуг ТО ВДГО/ВКГО в многокв. домах оказываемых монополистами

28 декабря 2024 года, Башкортостанское УФАС России по делу №002/01/10-1056/2024 о нарушении антимонопольного законодательства 

Указанные доводы и пояснения, направленные на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных Комиссией, опровергаются материалами дела № 002/01/10-1056/2024, а также не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены Комиссией при рассмотрении дела № 002/01/10-1056/2024, в связи с чем признаются Комиссией несостоятельными.

В связи с изложенным, Комиссией не установлены доказательства опровергающие выводы о наличии в рассматриваемых действиях ПАО «Газпром газораспределение Уфа» нарушений пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, изложенные в заключении об обстоятельствах дела.

В связи с вышеизложенным, действия ПАО «Газпром газораспределение Уфа» при определении цены на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в Республике Башкортостан на период с 2024 по 2026 годы признаются Комиссией как установление монопольно высокой цены товара, что запрещено пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ПАО «Газпром газораспределение Уфа» (Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Новосибирская, 2/4, ОГРН: 1020203227758, ИНН: 0278030985), выразившиеся в определении цены на работы (услуги) по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном жилом доме и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) в Республике Башкортостан на период с 2024 по 2026 годы, нарушающими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с установлением монопольно высокой цены товара.

2. Выдать ПАО «Газпром газораспределение Уфа» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы антимонопольного дела должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Башкортостан, а также в коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы.

Если перейти от сухих юридических терминов в область восприятия данного решения, то его без преувеличения можно назвать знаковых событием.

Дело в том, что законодатели вопреки действующему законодательству фактически запретив работу независимых организаций не стали включать деятельность по ТО ВДГО/ВКГО (минимальный перечень) в состав видов деятельности естественных монополий, тем самым создался прецендент, при котором де факто монополисты получили возможность фактически без контроля государства самостоятельно устанавливать тарифы на данные услуги. Чем они и не преминули воспользоваться – в стране резко, в разы, порой на 200-300-400% выросла стоимость услуг, при этом, как уже показывает практика снизилось качество их выполнения, сузился состав работ включенный в состав этих работ (по сравнению с более ранним периодом, когда подобные услуги оказывали независимые специализированные организации). Стоит отметить, что и фактически работы у всех абонентов монополисты проводить не могут – полнейший дефицит квалифицированных кадров.

В ходе рассмотрения данного дела, коллегия провела действительно огромную работу, погружаясь в детали ситуации, рассматривая ходатайства сторон, проводя экономический анализ происходящего.

Если кратко, то что мы можем увидеть между строк данного решения:

  1. Вне зависимости от того, что законодатели предложили в ФЗ-71, фактически все дочки Газпромгазораспределения признаны коллективным, единым участником рынка, обладающего признаками монополиста, занимающего доминирующее положение на товарном рынке (в понимании ФЗ о защите конкуренции, по таким участникам рынка предусмотрены отчетность и контроль со стороны ФАС в части ценообразования, при этом ссылки на методики, утвержденные Минстроем не принимаются во внимание, исключительно обоснование понесенных расходов, ограничение наценок и т.п.)
  2. Использование даже утвержденных Минстроем методичек по расчету стоимости не является признаком соблюдения ФЗ “О защите конкуренции” и не дает право устанавливать стоимость услуг превышающее ранее сложившиеся значения. Монополист должен повышение стоимости услуг обосновывать исключительно ростом профильных затрат, не включая в состав расходов обосновывающих тариф, расходы понесенные на общую финансово-хозяйственную деятельность. В ходе рассмотрения дела, выяснилось, что монополист включил для обоснования роста тарифа в состав расходов, общехозяйственные расходы понесенные аппаратом, а также расходы на ведение иных видов деятельности, причем это было сделано для обоснования роста тарифа на ТО ВДГО/ВКГО сразу после вступления в силу ФЗ-71, т.е. фактически воспользовался ситуацией.

Краткая справка – весной 2023 года, после оценки возможных последствий после принятия ФЗ-71 (именно этим документом законодатели фактически ввели монополию на обслуживание и передали исключительное право на проведение ТО ВДГО/ВКГО в руки ГРО, за исключением ранее заключенных договоров в частных домовладениях, которые были заключены до 01.08.2023г.), мы направляли в Государственную Думу, Совет Федерации анализ последствий по исполнению данного ФЗ. В рамках данного анализа мы указали, что если не убрать монополию, то безопасность наиболее вероятно снизится, а вот стоимость услуг существенно вырастет. Мы также делали акцент на том, что необходимо кардинально изменить подходы, например вывести отдельным пунктом такой вид как “ежегодная проверка” (осмотр, проверка утечек газа), которую вменить непосредственно поставщикам газа, включив эти расходы в тариф на газ. А вот техническое обслуживание оставить конкурентным видом деятельности независимых СО, сервисных центров. К сожалению, именно негативный сценарий, указанный нами в обращениях мы сегодня и наблюдаем в реальности.

https://br.fas.gov.ru/to/bashkortostanskoe-ufas-rossii/196a90a0-39aa-424d-9fdd-632c658aa703/

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика