Бывший сотрудник одной из газовых организаций прошел путь от продажи газового оборудования в общественники, и теперь бесплатно консультирует жителей края по вопросам газификации.
В чем смысл программы догазификации, с какими проблемами в ходе ее реализации сталкиваются и граждане, и газораспределительные организации, насколько адекватны расценки газовиков, и почему бизнесмен решил заняться бескорыстной помощью участникам программы – порталу «ЯСНО» рассказал генеральный директор ООО «Теплонова», доверенное лицо Межрегиональной общественной организации «Гильдия инженеров газового оборудования», общественник Александр Жеребятьев.
От специалиста в газификации до общественника
– Александр Иванович, для начала расскажите, в чем смысл и особенности программы догазификации. Какие категории граждан становятся участниками программы?
– Смысл программы догазификации фактически заключается в ускорении экономического развития как регионов РФ, так и страны в целом. Ее особенность в установлении четких и разумных сроков подключения абонентов к системам газоснабжения. Участниками программы становятся все граждане, при условии наличия в населенном пункте сетей газораспределения, то есть, говоря по-простому – газовой трубы в любой точке населенного пункта.
Эта программа существует уже много лет, но в информационном поле возникла недавно. Она меняет просто законодательную основу, и на сегодняшний день действует постановление правительства №1547, которое регламентирует все, что связано с догазификацией. До этого документа, до 2021 года, действовало другое постановление правительства – №1314, которое регламентировало все то же самое, но нуждалось в легкой реконструкции, что и было сделано. На мой взгляд, пока конъюнктура на внешнем рынке газа была не такая жесткая, как сейчас, на программе догазификации не делался такой акцент. Чтобы скомпенсировать потери от снижения объемов продажи газа за границу, было решено сделать это на внутреннем рынке. То есть, это не означает, что программы не было. Она была, но так активно не афишировалась. А с 2022 года этот вопрос вышел на первый план, и сейчас очень активно власти на всех возможных площадках этот вопрос поднимают, государство программу активно продвигает. Может, отчасти связано это с тем, что, когда программа только появилась, все предполагали, что о ней и так узнают. Но, видимо, пришло понимание, что о ней надо говорить, как и о нацпрограммах, во всеуслышание.
– Почему вы решили консультировать и помогать участникам программы догазификации?
– Изначально я занимался вопросами, связанными с исполнением газового законодательства в отношении юридических лиц. В последствии, когда начинали возникать вопросы у потенциальных клиентов этих юридических лиц, возникла мысль помогать и им.
Началось это совершенно случайно. Однажды возникли вопросы с видением законодательства одной из газораспределительных организаций, я занимался проблемой одного из индивидуальных предпринимателей, которого я неплохо знаю. Он приехал ко мне обсудить план действий и рассказал, что у него есть один потенциальный абонент – инвалид. Сказал: «Посмотри, может поможешь». Я вообще считаю, что если есть возможность, надо обязательно помогать социально незащищенным слоям, тем более, если для этого требуется только мое время и мои знания. Я посмотрел его документы, рассказал, что делать с чего начинать. И с этого все пошло. Я начал писать в разные местные группы в соцсетях, что могу помочь в подобных ситуациях, связанных с газификацией.
Сначала столкнулся с настороженной реакцией. Спрашивали, сколько денег за это беру. Я отвечал, что не беру деньги. Это пугало еще больше: «А зачем вам это надо?». Вопрос выбивал из себя, конечно.
Во время многолетней работы в газовой организации я насмотрелся, что и как происходит. И почему бы не помочь, если знаю все, связанные с этим законы.
Недоверие перебороть было очень сложно. Люди четко делятся на две категории: одни доверяют, другие – нет. Я не трачу время на тех, кто мне не верит. Если человек готов делать, что ему говорят, то я берусь.
Занимаюсь я такой помощью уже почти два года. За это время помог конкретно с подключением двум десяткам человек. Это те случаи, когда пройден путь от начала до конца, конкретного результата. Еще несколько сот в процессе. А вообще обращений ко мне перевалило уже за восемь сотен и я перестал их считать.
Особенности газификации и догазификации в Краснодарском крае
– Учитывая ваш опыт, с какими проблемами и на каком этапе чаще всего сталкиваются участники программы догазификации?
– На сегодня проблемными остаются два этапа. Первый: по истечении 30 дней с момента подачи заявки на догазификацию абонент нередко не получает от газораспределительной организации никакого ответа, что является нарушением действующего законодательства. Второй: когда договор технологического подключения истек, то есть срок подключения, указанный в договоре, нарушен и абонент не подключен к газоснабжению.
– С чего надо начинать, чтобы стать участником программы догазификации?
– Прежде всего надо начать с оформления заявки на сайте Единого оператора газификации (ЕОГ): https://connectgas.ru/ и постоянно отслеживать статус своего заявления.
– Насколько газовые компании охотно идут навстречу жителям в ходе программы догазификации? Все же для них это дополнительные расходы.
– Действительно, газораспределительные организации несут расходы. При этом, надо понимать, что государство определило, что данный вид деятельности – монопольный. Установлены тарифы, которые курирует Департамент цен и тарифов Краснодарского края. Неправильно рассматривать отдельно каждый адрес. Необходимо рассмотреть картину в целом. Есть объекты убыточные, а есть объекты прибыльные. Да, есть тарифы, но это не лишает газораспределительные организации дополнительного дохода. Например, это монтаж системы газоснабжения внутри участка, что не входит в программу догазификации. Дополнительно, у газораспределительной организации (ГРО) появляется возможность не только оказывать услугу, но и продавать на объект оборудование и материалы: котел, плиту, проточный водонагреватель, счетчик, сигнализатор загазованности, краны шаровые, стальную трубу, отводы, переходы, опоры, крепления и многое-многое другое. Абонент всегда заинтересован в том, что бы весь комплекс выполняла одна организация, что способствует ускорению процесса. Однако, на сегодняшний день этого не происходит. Что касается первой части вопроса: увы, мне на сегодняшний день сложно сказать, что ГРО идут навстречу абонентам. Яркий тому пример – кратное увеличение штрафов в отношении ГРО за нарушение сроков по договорам технологического присоединения: в 2020 году был выписан 51 штраф, в 2021 – 33, в 2022 – 49, а за первые 5 месяцев 2023 уже выписан 161 штраф и ситуация только усугубляется.
– Насколько на ваш взгляд вообще адекватно ценообразование на услуги подвода газа, установку и обслуживание газового оборудования? Ведь многие сталкиваются с тем, что стоимость подобных услуг больно бьет по бюджету простого человека.
– Повторюсь, ценообразование при догазификации – это вотчина Департамента цен и тарифов Краснодарского края. Однозначно существуют расходы, которые Департамент не принимает к компенсации от ГРО (газораспределительных организаций – прим. «ЯСНО»). Вот только здесь надо понять – в чем причина? Если ГРО что-то оформляют неправильно, то надо это исправлять. Если Департамент неправильно трактует закон – ГРО необходимо отстаивать свои интересы: организовывать открытые слушания с участием департамента. Ну а в крайнем случае использовать самый демократический инструмент – судебные прения. Что касается стоимости установки оборудования (внутри помещения абонента) – этот вид регламентируется чисто рыночными механизмами: конкуренцией. И здесь, конечно же, ГРО могли бы конкурировать с другими участниками рынка, однако, на сегодняшний день у них это не получается. Что касается обслуживания, то здесь никто не мешает ГРО зарабатывать! Ценник абсолютно рыночный. Ремонты вообще никак не регламентируются законодательством! Соответственно, ценник можно устанавливать на уровне рынка. Проблема в том, что в ГРО отсутствуют профессионалы, но это уже вопрос мотивации, которой должно заниматься руководство ГРО. Действительно, ремонт и обслуживание стоит денег, его не делают бесплатно. Но это не только вопрос бюджета, но и вопрос безопасности: закон чётко определяет, кто может ремонтировать, а кто нет. Самодеятельность в таких вопросах чревата очень серьезными последствиями. В любом случае, газовое оборудование это как автомобиль – ремонт может стоить дорого, но делать его необходимо. Конечно, если хочешь жить в комфортных условиях.
Газификация и догазификация в Краснодарском крае: от банального извлечения прибыли к диалогу
– Вы отметили довольно непростые взаимоотношения между газораспределительными организациями и госорганов, в частности Департамента цен и тарифов. Что мешает им выстроить нормальный диалог, в том числе и просто с жителями?
– Повторюсь, государство сделало эту деятельность фактически монопольной. Кроме конкретной газораспределительной организации подключить абонента к определенной газовой трубе не может больше никто. Только они. И прекрасно понятно, что это социальная нагрузка с одной стороны. Приходится идти людям навстречу. Обращений много. Есть закон, и не важно по какой причине он не исполняется, если он не исполняется. Чтобы решить проблемные вопросы необходимо встречаться, общаться и не бояться об этом говорить. На сегодня ГРО озвучивают свои проблемы тихо и кулуарно на совещаниях, где нет организаций, которым эти проблемы и надо озвучить. Когда заходит речь о маленьких компенсациях от государства при догазификации, озвучивают они это своим подрядчикам или знакомым, а не тем, кто это должен услышать. Например, Департаменту цен и тарифов. Я не вижу проблем собраться круглым столом и найти общий знаменатель. У департамента своя позиция, у газораспределительных организаций – своя. Но как-то приблизиться к общей, я считаю возможно – надо просто разговаривать.
А открытой площадки для этого сегодня нет. Была надежда на Торгово-промышленную палату, но и там ее нет. Не знаю, будет ли в перспективе. Понятно, что проблема требует широкого обсуждения.
Я прекрасно знаю, что Департамент цен и тарифов периодически отклоняет какие-то расходы, которые ГРО выставляет для компенсаций. Но тут опять надо понимать, что если, например, ГРО что-то не так оформили, то это не проблема для департамента пояснить, что надо поправить. Если в ГРО понимают, что департамент делает что-то необоснованно в отношении компенсаций, то надо разбираться на другом уровне, возможно даже в суде. Это все цивилизованные методы. Но диалог отсутствует в принципе. Сюда можно добавить и ФАС, и прокуратуру, и уполномоченного по правам предпринимателей, и общественников, как я, и граждан.
И надо собрать всех не для того, чтобы они там передрались, а чтобы договориться – вот есть проблема, вот есть ее решение.
Спасибо
Доходчиво
Хочется услышать и Гро и департамент
Почему житель является в данном случае всегда потерпевший