Как системно выстроить контроль и снизить риски аварий при использовании газовых баллонов ?

Предлагаем всем читателям ознакомится с предлагаемыми специалистами ГИГО материалами, в части повышения безопасности при использовании сж.газа (газовых баллонов) в быту. Материал разработан в качестве источника для обсуждений и дальнейшей выработки единых подходов. Задачи и цели государства в первую очередь – быть регулятором рынков, особенно в части случаев, которые напрямую оказывают влияние на безопасность граждан.

 

Варианты системного подхода к снижению рисков аварий и ЧС, связанных с использованием/оборотом бытовых газовых баллонов

 I.  Исходные вводные условия при моделировании:

– повышение обьемов и областей использования СУГ в быту, недопущение принятия мер, направленных на снижение обьемов потребления

– недопущение негативных социальных последствий, в виду массовости использования ресурса

– недопущение существенного роста накладных расходов, которые в конечном итоге являются неотьемлемой частью стоимости газа.

– недопущение монополизации сегмента, поскольку открытая конкуренция практически не требует регуляторного воздействия на продавца газа, заведомо направлена на повышение эффективности участников рынка. При этом монополизация не приведет к безопасности по своей сути.

– предлагаемые меры на 100% не смогут исключить аварии и ЧС, но должны быть построены на принципах разумной достаточности снижения рисков аварий и ЧС

– роль и функция государства должна сводится к обеспечению соблюдения принимаемых мер сторонами процесса, а не являться запретительной чертой использования СУГ, развития сети заправочных станций.

 Представленные варианты решений и точки зрения не являются готовым решением, а предназначены стать основной для обсуждения в среде экспертов, специалистов, участников рынка,  где уже в рамках обсуждений и должны приниматься стратегии (пошаговые) по требуемым изменениям.

 

II. Вводная часть

 При использовании и обороте газовых баллонов в быту существуют риски, которые могут привести к авариям и ЧС. Следует также, при рассмотрении целостной системы совмещать основные требования как к бытовым баллонам, так и к газобаллонному оборудованию автомобилей, поскольку основные процессы, риски сопоставимы и идентичны.

Терминология:

Баллон – стальная или композитная емкость предназначенная для хранения, транспортирования и дальнейшего использования сж.газа (пропан-бутановые смеси) в бытовых целях. Номинальная емкость – до 50 литров.

Из общего рассмотрения выведены следующие актуальные вопросы, которые требуют обсуждения в среде специалистов:

– требования и контрольные органы для емкостей СУГ, мобильных заправочных станций (в том числе газгольдеры, мобильные газгольдеры и т.п.), в том числе используемые гражданами в быту.

Риски:

  1. риски, связанные с баллоном
    1. нарушение прочности и целостности в виду коррозионных процессов
    2. нарушение прочностных свойств и целостности в виду усталостных процессов
    3. нарушение прочности и целостности в виду механических повреждений
    4. нарушение прочности и целостности в виду заводских дефектов
    5. неисправность запорной арматуры, утечка газа

 

Для снижения данной группы рисков – аттестация и проверка баллонов по времени. Фактически каждый баллон должен быть «индивидуализирован», получить некий паспорт, история о его «жизнедеятельности» и проверках/аттестации должна сохраняться на всем пути жизненного цикла, от момента производства, до момента утилизации. Эта информация должна стать ключом и являться ключевой для заправочных станций. На сегодня эту роль в некой степени несет клеймо аттестации на баллоне. Группа рисков требует специальных знаний, навыков, оборудования.

 

 

  1. риски, связанные с нарушением процедур заправки
    1. заправка баллона при не расчетных отрицательных температурах
    2. заправка баллона не соответствующей (соотношение/состав газов влияет на температурные свойства испарения) газовой смесью
    3. заправка баллона свыше нормативного обьема (усугубляется при отрицательных температурах)
    4. утечка газа

 

Для снижения данной группы рисков – непосредственно заправщик должен досконально знать правила и последовательность процедур – от проверки внешнего состояния баллона, контроля исправности запорной арматуры баллона, проверки сроков аттестации и допуска баллона, обьема и веса максимально допустимой заправки баллона в том числе для разных составов газа при различных температурах. Для заправки должны использоваться заведомо исправные весы, иные контрольные приборы, в том числе рассчитанные на работы во всем диапазоне температур наружного воздуха (заправка производится на улице). Заправщик должен иметь возможность оперативной проверки действующей аттестации баллона. Заправочная станция должна в том числе иметь достоверные сведения непосредственно о составе заправляемого газа (составы газа меняются как по сезонному признаку, так и у различных поставщиков). На сегодня подавляющая часть заправок не подконтрольна органам технического надзора, так называемые мобильные установки, иные «полустанки» в глубинке, не сетевые станции/посты. В идеале, действия заправщика должны фиксироваться (акты, видеофиксация, программно-аппаратный комплекс или иным образом). Группа рисков требует специальных знаний, навыков, оборудования.

 

  1. риски, связанные с нарушением процесса транспортировки:
    1. механические повреждения, в том числе запорного вентиля
    2. нарушение температурного режима (актуально в случаях, когда баллоны перевозятся в отапливаемой кабине, вместе с ТС попадают в отапливаемые/обогреваемые стоянки и гаражи)
    3. утечка газа в соединениях, отсутствие заглушки при транспортировании

 

данная группа рисков,  в настоящий момент, при соблюдении всех норм при заправке в аттестованный баллон фактически не является причиной аварий и ЧС, кроме случаев, когда заправленный баллон подвергается механическим повреждениям (ДТП, удары и срыв запорной арматуры), либо термическому воздействию (нагрев) –  случаи возгорания, перевозки вблизи отопительных приборов в зимний период и т.п. Регулирование процесса перевозки единичных баллонов не требует специального регуляторного наблюдения/воздействия. Процессы массовой перевозки в принципе регулируются уже принятыми нормативными актами. Достаточно прописать простые правила перевозки и сделать их общедоступными.

 

 

  1. риски, связанные с нарушениями в/при эксплуатации
    1. нагрев баллона
    2. утечка газа
    3. неисправность узла редуцирования (редуктор)
    4. неисправность/негерметичность запорной арматуры

 

В рамках эксплуатации, мы на регуляторном уровне не можем при столь массовом использовании газа фактически повлиять на ситуацию. Следует для снижения данных рисков использовать СМИ, памятки (озможно раздаваемые при каждой заправке баллона) с правилами хранения, транспортирования, эксплуатации). Исходим в данной ситуации из постулата – пользователь не станет предпринимать сознательных действий направленных на причинение самому себе или близким вреда. Это один из самых «скользких» вопросов, но поставить каждому пользователю по инспектору, или проверяющему не представляется возможным, причем также следует понимать, что запретительные или регуляторные меры по данным вопросам могут привести как к негативным социальным последствиям, так и к снижению обьема продаж СУГ, что также не в интересах государства. Единственное, что действительно стоит отразить в КОАП – большой штраф за хранение, эксплуатацию балонов СУГ обьемом свыше 5 литров в помещениях, особенно в МКД (нарушение тех.регламента о пожаной безопасности).

 

 

Особенности – огромный парк/оборот газовых баллонов, многочисленность пользователей/потребителей в различных точках использования газа, которые также безучетны и не поднадзорны, большие возможные перепады температур при хранении, транспортировке и эксплуатации заправленных баллонов. Заправочная инфраструктура в том числе используется для заправки автотранспорта.  

Далее мы предлагаем к рассмотрению три варианта системных подходов. Сразу оговоримся, что любые новые вводимые меры и правила необходимо вводить в плановом порядке, существенно переработав состав нормативных требований, разработав единые, четкие (без размытых формулировок и требований) нормативные документы  и операционные карты. Снизить количество требований исходя из достаточно мер, при этом обеспечить 100% контроль их исполнения.

Следует также осознавать, что сама по себе безопасность в любом случае потребует и затрат и усилий по контролю со стороны непосредственно государства. Если государство не готово нести данное бремя.

Здесь и далее в вариантах не указано, что обязательным во всех случаях яляется воздействие на пользователя в СМИ, пропаганда простых правил использования, хранения, транспортировки баллонов для бытового использования. Наиболее предпочтительно также при каждой заправке в обязательном порядке вручить пользователю памятку !

 

III. Варианты системных мер контроля и надзора

  1. ВАРИАНТ 1 – минимальное регуляторное воздействие

Снижение рисков аварий и ЧС без внесения существенных изменений («косметические» поправки)

 В рамках данного варианта предполагается, не изменяя систему оборота, использования, усилить контроль за деятельностью и аттестации заправочных станций. Для этого потребуется изменить нормативные требования, внести соответствущие типы емкостей, заправочного оборудования в состав периодически проверяемых изделий, проверить актуальность и составить карты каждой технологической операции (действий сотрудников при заправке), проверить и актуализировать процедуры «клеймения» баллонов (на заводах по производству, на станциях проверки/аттестации). Точно такие же действия провести для компаний, которые осуществляют проверку/аттестацию баллонов. При необходимости актуализировать меж.аттестационные (проверочные) для баллонов. В рамках планомерной работы, внести обязательное требование по оборудованию всех газовых баллонов перед проведением аттестации клапанами уровня, которые исключат возможность излишней заправки баллонов, исключат человеческий фактор. Для наиболее системного подхода, также следует разработать некий единый вариант «памятки» по безопасному использованию, транспортировке, хранению, которую при каждой заправке баллона должна выдаваться пользователю.

Необходимо в рамках данного варианта актуализировать также орган, который будет осуществлять контроль за заправочными станциями, станциями (постами) проверки/аттестации баллонов, присвоением клейм. Плановые периодические проверки знаний сотрудников, соответствия данных предприятий условиям безопасного использования и оборота газовых баллонов должны проводится даже в условиях моратория на проверки малого и среднего бизнеса.

Актуализировать поднадзорность, особенно с учетом различных вариантов заправочных станций, в том числе мобильных, использующих емкости малого обьема СУГ, которые сегодня не подпадают под техническое регулирование и надзор.

ПЛЮСЫ – фактически наведение порядка силами аттестованных и допущенных станций заправки, станций/постов аттестации и проверки баллонов. Дальнейшие меры, как то, обязательное оборудование всех баллонов клапанами уровня, «чипирование» или кодирование возможно в качестве развития данного варианта. Фактически переходный вариант, позволяющий без перераспределения рынка, без монополизации, без серьезных затрат государства постепенно, системно развивать надзор и контроль за оборотом газовых баллонов, что и является ключевым элементом снижения рисков аварий и ЧС. Не противоречит принятой стратегии развития сети станций по заправке, поскольку заправку баллонов, как и сегодня смогут осуществлять на тех же заправках что и газомоторное топливо.

Минусы – в какой-то степени приведет к дополнительным затратам непосредственно заправщиков, потребует от пользователей дополнительных затрат на проведение аттестации имеющихся баллонов (но в плановом режиме, т.к. за последние 3-5 лет непосредственно заправочные станции стали более строго относится к срокам поверки баллонов). Необходимо полностью актуализировать требования к персоналу и запраочным станциям, разработать пооперационные листы действий, провести подготовку и аттестацию персонала. Вероятно, увеличить численность сотрудников контролирующего органа для проведения плановых проверок. Может привести к снижению количества заправочных станций,  в виду их несоответствия или недолжного исполнения (недобросовестных).

  1. ВАРИАНТ 2 – сильное регуляторное воздействие

перевод сегмента из режима «продажи газа и продажи баллонов»   в режим «Продажи газа в арендных баллонах» исключительно замены пустых баллонов на заправленные

 Данный вариант полностью предполагает перестройку всех сложившихся на сегодня инструментов и механизмов, фактически исключает развитие непосредственно заправочных станций, но подразумевает развитие станций по замене баллонов. Соответственно все вопросы аттестации, проверки, утилизации, слива конденсата из баллонов мы уводим из круга ответственно непосредственно владельца баллона в зону ответственности станций/постов проверки и заправки. Предлагаемые меры приведут к снижению количества участников рынка заправки, появлению неких точек обмена пустых баллонов на заправленные. При данном подходе мы снижаем количество точек, за которыми необходим внешний, независимый контроль со стороны государственных органов, соответственно издержки государства на контроль данной тематики. Достаточно серьезное изменение подходов, возврат в некоторой степени к ранее существовавшим схемах оборота газовых баллонов. В некоторой степени закрывает товарные рынки, снижает конкуренцию. Требует в том числе серьезных обсуждений в составе стратегий и видения развития внутреннего потребления сж.газа в стране, программ социально-экономического развития.

 ПЛЮСЫ – фактически наведение порядка силами аттестованных и допущенных станций заправки и постов аттестации и проверки баллонов. Дальнейшие меры, как то, обязательное оборудование всех баллонов клапанами уровня, «чипирование» или кодирование возможно в качестве развития данного варианта. Снижение количества организаций, за которыми необходимо осуществлять плановый контроль

Минусы – полная перестройка товарного рынка, взаимоотношений сторон, потребует в части точек обмена перестройки ныне существующих малых заправочных станций. При этом следует понимать, что существует стратегия развития потребления сж.газа, в том числе в качестве моторного топлива, однако перевод в систему обмена газовых баллонов не позволит в том числе заправочным станциям (моторного топлива) заправлять газовые баллоны. В некоторой степени не позволит получить комплексный эффект развития. Расходы на хранение и транспортировку газовых баллонов при данной схеме с точки зрения мнения обывателя приведут к повышению стоимости газа, поскольку будут включены в состав расходов определяющих наценку станций аттестации и проверки, расходов на содержание точек обмена, мест хранения газовых баллонов.

  

  1. ВАРИАНТ 3 – среднее регуляторное воздействие

«цифровизация» в области оборота газовых баллонов, применения современных цифровых систем для обеспечения контроля

Системные меры, которые необходимо будет предпринять в рамках данного варианта стратегии – создание цифровой замкнутой системы контроля за всеми этапами жизненного цикла каждого газового баллона, начиная от этапа производства, поступления в продажу, заправке и т.п, очередной аттестации и т.п. В целях наиболее полного внедрения – вплоть до разработки заправочных станций, автоматически считывающих данные по текущим допускам конкретного баллона, и автоматически блокирующим его заправку, в случае просроченной проверки. В некоторой степени, данный вариант схож с процессами учета акцизов на спиртосодержащие напитки, которые построены по схожему принципу. Останется добавить в систему посты проверки (по аналогии с уже существующей системой цировой поверки счетчиков). С одной стороны количество и обьем мер, которые необходимо внедрить для данного варианта существенно больше, и затраты,  том числе заправочных станций, станций проверки также возрастут в связи с необходимостью покупки соответствующего оборудования. С другой стороны вариант, также как и 1 вариант, наиболее щадящий по отношению к сложившейся системе взаимоотношений, не приведет к необходимости перестройки уже имеющихся заправочных станций, также, что немаловажно, эту практику возможно внедрить и при заправке сж.газа в качестве моторного топлива, что фактически приведет к комплексному решению в целом для всего сегмента СУГ, в том числе частных газгольдеров, выстроит систему запретов для заправки неаттестованных и не допущенных к эксплуатации как баллонов, так и газгольдеров, которые получают достаточно серьезное распространение в частном жилом секторе, а подчас в виде поселковых газгольдеров. Вариант также можно рассматривать как стратегическая цель развития 1 варианта (как выше отмечалось он в большей степени переходной), и подобный цифровой подход позволит обьективно и в достаточной степени выстроить систему контроля за емкостями по хранению и использованию сж.газа за рамками системы контроля промышленной безопасности.

Плюсы – не потребует серьезной перестройки сложившихся на товарном рынке отношений, не приведет к необоснованному ограничению конкуренции, позволит построить систему контроля не только бытовых баллонов, а используя предлагаемые принципы и контроль за газовым оборудованием автомобилей, газгольдерами частных домов и поселков. Наиболее комплексный и в полной мере отвечающий современным цифровым вызовам, гибкий и перспективный вариант. Вариант позволяющий создать систему с максимально возможным уровнем защиты от факторов человеческих ошибок.

Минусы – наиболее затратный вариант как с точки зрения времени конечного внедрения, так и требующий создания достаточно обширной цифровой инфраструктуры.

 

IV. Выводы и предпочтения

С точки зрения специалистов МОО «ГИГО» следует начать движение в соответствии с вариантом 1, что возможно в наиболее краткие сроки, однако целевых для всей стратегии системного контроля считать вариант 3. При разработке требуемых нормативных актов подразумевать в том числе их применимость без переработки при достижении целевого варианта 3.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика