Пока в саратовском арбитраже ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» (ГГСО) пытается доказать, что много лет арендовало якобы свои же собственные газопроводы, сама ситуация может сделаться в прямом смысле слова взрывоопасной.
Ведь следить за техническим состоянием сетей — ее прямая обязанность, обозначенная в договоре. Именно у ГГСО есть лицензия и соответствующий допуск. Но состояние газопроводов показывает, что данная организация мало вспоминала о своих обязанностях все то время, пока их эксплуатировала.
Кладбище высокого давления
Обязанность «Газпром газораспределение Саратовская область» следить за исправным состоянием эксплуатируемых газопроводов, распределительных подстанций и других объектов газового хозяйства, проводить ремонты и текущие, и капитальные, прописана в договоре аренды. Более того, обо всех подобных мероприятиях арендатор обязан отчитываться перед арендодателем.
Но, как убедился бизнесмен Станислав Невейницын, купивший энгельсские муниципальные сети в ходе приватизационного аукциона, необходимого ремонта сети не знали минимум лет 10. Таковы данные проведенной собственником экспертизы. Многие газораспределительные подстанции (ГРП) пришли в аварийное состояние, в неудовлетворительном состоянии находится магистральный газопровод, сети низкого, и высокого давления.
Аварии со взрывом газа в российских городах последние несколько лет стали угрожающе частыми. При таком отношении профильной(!) организации к своим обязанностям, велик риск, что в печальную статистику попадет и Саратовская область. Участок газопровода высокого давления проходит, в том числе, под территорией городского кладбища. Можно только представить себе, сколь громкими будут последствия аварии, если она произойдет именно там. Вряд ли восстание мертвых из гроба входит в корпоративную политику «Газпрома». А если, не дай Бог, авария затронет жилые кварталы, последствия могут быть совсем трагическими.
К чему приводит пренебрежение ремонтами можно судить хоть по недавним событиям на шахте «Листвяжная». Причиной беды там тоже стал газ и плохое техническое состояние инженерного хозяйства. Кстати, в последнем случае расхлебывать катастрофу будет и Ростехнадзор, чьи инспектора проморгали тревожные симптомы на предприятии. Также благодушно это ведомство ведет себя и в Энгельсе.
Что касается арендатора — ГГСО, то он, похоже, предпочитает заботиться о газовых коммуникациях исключительно в залах суда. Вместо ремонтов организация вот уже третий месяц старательно доказывает, что сети, за которые он платил аренду аж 16 лет, являются якобы его собственностью.
Выкрасить и выбросить
Вид коммуникаций удручает и пугает. В живую – больше, но фото, сделанным в ходе экспертизы, тоже информативны. На них хорошо видно, что газовые трубы ржавые и держатся кое-как. В отдельных местах территория вдоль газопровода так поросла деревьями, что они ложатся на трубы, кое-где коммуникации успели просто врасти в окружающую зелень и прогнуться под тяжестью веток. Когда это противодействие газопровода и сил природы выдаст утечку — вопрос времени.
Другой вопиющий пример — проржавевшая насквозь арматура — как на этом участке газопровода, проходящего, заметим, в метрах от жилой постройки.
Экспертиза 2019 года, которую проводила ООО «Экспертно-коммерческая фирма «ДиаЛог», показала не соответствие ГРП требованиям промышленной безопасности. Здания требовали капремонта и замены оборудования.
ГГСО, когда ему на это указали, ограничилось ремонтом здания и ограждения единственной ГРП в Анисовке в 2020 году и запланировала замену линии редуцирования ГРП в Воскресенке на 2021 год. Про остальные газораспределительные подстанции компания даже не вспомнила, хотя они совсем не блещут.
В 2020-2021 годах собственник установил, что почти все наземные газопроводы требуют замены опор и окраски, а также замены деформированных участков. Ответом был ремонт газопровода только в Новой Терновке в 2020 году, на 2021 год подобных мероприятий даже не планировалось. Между тем, в полном списке принадлежащих ИП Невейницыну объектов газораспределения в Энгельсском районе, которые требуют ремонта, более 70 пунктов.
Характер ремонтных работ, которые все-таки проводились, показывает, что «Газпром газораспределение Саратовская область» идет по пути наименьших затрат, что подчас превращает ремонтные работы в прямую профанацию.
Как установил собственник, при том что ГРП №1 на улице Василевского в Энгельсе требовала замены технологических устройств, арендатор ограничился только тем, что в 2018 году покрасил здание.
Такой же «косметикой» он заменил ремонт ГРП №2 по 2-му Студенческому проезду, 5 «б». А ГРП №3 по улице Смоленской вместо замены оборудования получила ремонт ограды. В ГРП №6 по улице Пушкина, 4 «в» ремонт с заменой линий редуцирования планировался в 2020 году, но вообще не был проведен.
Таких примеров у собственника накопилась масса. Но до сих пор заставить арендатора привести сети в нормативное состояние арендодателю не удалось. Региональное управление Ростехнадзора, куда он обращался, проявило непохвальное равнодушие. Сейчас заявление о безответственном отношении структуры «Газпрома» к объектам повышенной опасности, коими являются газопровод и подстанции, подано уже в МВД. По нему ведется проверка и остается надеяться, что реакция полиции последует прежде, чем Энгельс попадет на первые полосы федеральных СМИ в раздел «Происшествия».
Куда суд идет?
Суд же из-за опасно ржавых коммуникаций идет куда активнее, чем их ремонт. «Газпром газораспределение Саратовская область» заручилось поддержкой модного адвоката Федора Гущина, которому что доцент-расчленитель, что «Газпром», по плечу. Правда, в арбитражном процессе специалист по уголовному праву, по мнению юристов, все-таки плавает. Здесь своя специфика, потому адвокаты-универсалы и встречаются редко.
«Газпром газораспределение Саратовская область» продолжает настаивать на своем: прогоняла свой газ компания по одним и тем же сетям, которые и арендовала 16 лет, и имела в собственности одновременно. Дескать, приватизировать сети в 2005 году компании разрешил тогдашний председатель саратовского облКУИ Александр Харитонов, являвшийся, по совместительству, членом совета директоров «Саратовоблгаза». Интересно, куда суд засунет это постановление — ведь двумя годами раньше, в 2003-м, указом президента РФ Владимира Путина делать это регионам было запрещено. И как закроет глаза на тот факт, что г-н Харитонов, фактически, действовал в собственных интересах и в интересах аффилированной ему структуры, удачно спев дуэтом с тогдашним директором «Саратовоблгаза» Вячеславом Сомовым.
Впрочем, для самого Харитонова срок давности уже вышел, а вот для областного комитета госрегулирования тарифов все еще впереди. Ведь это ведомство в течение долгих лет устанавливало для саратовской структуры «Газмпрома» двойные тарифы — и за арендуемые, и за якобы собственные сети. А теперь вот оказывается, что они одни. И кто станет при таком раскладе компенсировать убытки энгельсским жителям, бюджету, соцобъектам и предприятиям из-за завышенной цены на газ — большой и хороший вопрос.
Пока этот сумеречный газопровод не выдал аварии, сторона ответчика заявила отвод председательствующей судье Екатерине Михайловой. Позиция суда тоже вызывает претензии: заявить о проведении экспертизы, даже не вынеся этот вопрос, как того требует закон, на заседание — нарушение вопиющее. Любое привлечение экспертов происходит при участии обеих сторон процесса, задавать им вопросы имеют право и истец, и ответчик, а здесь ответчика даже попытались не поставить в известность.
Удивляет и то, что суд предпочитает изучать не причину, а следствие. Ведь сам факт незаконного постановления облКУИ и прямого противоречия регионального документа указу президента РФ юридически более значим, чем полевые исследования газопровода.
Стоит вспомнить, что ранее «Саратовоблгаз» (который потом станет «Газпромом газораспределение Саратовская область») уже пытался доказать в суде, что сети принадлежат ему, но суд установил, что это объекты газового хозяйства Энгельсского района. И больше компания с этим не спорила. О своем «праве собственности» газовики вспомнили лишь после того, как возмущенный халатным отношением к газовому хозяйству ИП Станислав Невейницын собрался менять арендатора. Вот здесь и началась эпопея с судом, звездным адвокатом и другими лицами. А сети как дряхлели, так и дряхлеют.