Обеспечение безопасности в период ограничительных мер

Источник информации: Известия

неисправное газовое оборудование

Рост числа мошенников, обходящих квартиры под видом сотрудников коммунальных служб, вынуждает россиян как можно реже открывать дверь незнакомцам, что серьезно затрудняет проверки внутридомового оборудования. В последнее время появился новый повод усилить бдительность. По данным АО «Газпром газораспределение Пенза», с начала 2020 года более 80 тыс. абонентов отказались пустить работников газовой службы к себе домой, объясняя это страхом перед коронавирусом. Как пандемия повлияет на ситуацию с газовой безопасностью в жилых домах, разбирались «Известия».

«Будут гибнуть люди»

Генеральный директор АО «Газпром газораспределение Пенза» Игорь Борисов на совещании с главами администраций муниципальных районов и городских округов под председательством губернатора Ивана Белозерцева заметил, что, несмотря на пандемию, компании нужно выполнять задачи по техобслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. По его словам, жителям посылали уведомления, звонили, предупреждали, однако преодолеть нежелание пускать к себе газовщиков так и не удалось.

Губернатор поручил главам районов и Госжилстройтехинспекции Пензенской области подключиться к решению этой проблемы. Он также сообщил, что нужно организовать тестирование работников газовой службы на COVID-19. Белозерцев заметил, что в случае бездействия «будут гореть дома, будут гибнуть люди, травиться угарным газом».

Еще весной, в период массовой самоизоляции, об аналогичных проблемах сообщали, например, СМИ Татарстана, позже обходами квартир через прессу возмущались в Волгограде и других городах страны.

В ООО «Газпром межрегионгаз» не ответили на запрос «Известий» о масштабе проблем с осмотрами состояния газового оборудования в жилых домах из-за пандемии. В МЧС отказались прогнозировать возможность инцидентов с газом.

Обед по расписанию

Ведущий эксперт по жилищному праву ЖКХ общероссийского движения «За права человека» Виктор Федорук заметил, что нельзя пренебрегать этими проверками.

— Война войной, а обед по расписанию. Так и здесь: газовая организация должна проверить состояние газового оборудования в многоквартирном доме, и она несет ответственность. Есть коронавирус или нет его — это никого не должно волновать, — сказал он «Известиям». — И в первую очередь собственников квартир, ради которых организация проверяет, устанавливает исправность или неисправность оборудования.

Он подчеркнул, что сотрудники газовой службы должны быть специально обучены, они должны приходить в масках, перчатках, бахилах, их должны проверять на коронавирус.

— И бояться их пропустить в дом, чтобы они установили состояние внутриквартирного оборудования — такое поведение собственников не поддается объяснению, — говорит Федорук. — Собственники в первую очередь должны беспокоиться о своей безопасности, а получается наоборот — компания приходит, готовая помогать, а жители не пускают.

Эксперт национального центра «ЖКХ Контроль» Ольга Фролова отмечает, что здесь есть проблема в том, как проводятся эти проверки и обслуживание газового оборудования.

— Сотрудники газовой службы редко представляются, а уж тем более не показывают свои удостоверения, а верить на слово жители не хотят — слишком много развелось мошенников, — заявила она «Известиям». — Сотрудники должны быть обеспечены медицинскими масками, дезинфицирующими средствами для рук, бахилами. Это тоже не всегда присутствует. Люди целый день в одной спецодежде ходят по квартирам. Разве можно исключить возможность заражения как их самих, так и жителей, квартиры которых они посещают?

Она добавляет, что обслуживание внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) — это платная услуга, а с пандемией многие семьи потеряли часть своего дохода и просто не готовы к этим расходам.

— На мой взгляд, было бы правильно на время пандемии установить мораторий на взимание платы с жителей за обслуживание ВКГО, если оборудование в рабочем состоянии и не требует ремонта или замены, — заявила Фролова.

Президент общественной организации «За безопасный город» Никита Янковой сообщил «Известиям», что в пандемию участились случаи и мошенничества с поквартирными обходами.

— Под видом сотрудников службы газа, сотрудников Пенсионного фонда и других организаций приходят домой и предлагают различные услуги, — отметил он. — В этом плане проверка затруднится.

Янковой замечает, что в ситуации с коронавирусом возникла и еще одна опасность: люди, заболевшие COVID-19, могут просто не почувствовать утечки газа из-за потери обоняния.

— Тут есть некоторые проверенные способы, которые можно использовать для проверки исправности газового оборудования, — говорит он. — Один из них — использовать газоанализаторы, датчики, которые можно установить возле плиты. Они будут сигнализировать о повышении концентрата газа. Такие датчики стоят 1–3 тыс. рублей. Если нет датчика, то можно проверить рукой: почувствуете холодок — значит, оттуда идет газ, есть утечка. Можно перекрыть газовую трубу и подождать несколько минут, после этого включить конфорку, заблаговременно открыв окно. Если конфорка зажглась — всё хорошо. Если не зажглась — значит, газ куда-то уходит.

Еще один способ — мыльный раствор, который наносится на швы или зону примыкания. Появившиеся пузыри укажут на утечку газа.

Для галочки

Однако, считает глава Гильдии инженеров газового оборудования (ГИГО) Станислав Митюшин, ситуация с проверками газового оборудования особенно не поменялась.

— По времени плановый обход должен минимум занимать 15–20 минут в одной квартире, — рассказал он «Известиям». — Специалист заходит, проверяет прибором утечки газа, проверяет, как горит плита, обязательное условие — инструктаж. Если в тех регионах, где ситуация с вирусом критична, будет такой массовый обход по квартирам, то, наверное, сейчас это будет не очень хорошо. И если бы у нас всё проводилось правильно, то подобные отказы владельцев сказались бы негативно. Но так как у нас всё это проводится для галочки или получения денег, то каких-то серьезных негативных последствий не будет.

Он подчеркнул, что в регионах проверки проводятся часто на бумаге: сотрудник забегает на несколько минут, спрашивает, всё ли нормально, и идет в другую квартиру. При этом, говорит Митюшин, по данным ГИГО, со стороны владельцев как раз нет массовых отказов в проведении осмотров.

— По нашим данным, владельцы не отказывают в проведении осмотров газового оборудования, они только за, даже в пандемию, — говорит он. — Понятно, что есть единичные асоциальные элементы, которые так себя всегда вели. И это отдельный разговор, как с ними бороться. Но основная масса не отказывается.

Однако тут возникает и другая проблема, указывает Митюшин: оповещение о таких проверках работает крайне плохо.

— Вы живете в многоквартирном доме, и у вас на подъезде появляется объявление, что завтра нужно весь день сидеть в квартире, никуда не уходить и ждать специалистов. Так мы получаем ситуацию, когда газовщики приходят, а в квартире никого нет, — говорит глава ГИГО. — Проверка максимум 20 минут, а сидеть вы должны весь день. На этом фоне мы и видим такую позицию «Межрегионгаза», которому проще всего сказать: если что, мы не виноваты.

Ольга Фролова считает, что решить вопрос допуска в квартиры не так уж и сложно даже в пандемию.

— Достаточно предварительного телефонного звонка для выяснения необходимости посещения в данный момент именно этой квартиры и обстоятельств, препятствующих этому, например кто-то болеет из жителей или находится на обязательной самоизоляции, — говорит она. — К тому же проверки внутридомового газового оборудования и опрессовки газовых стояков бывает достаточно для профилактики различных инцидентов, связанных с наличием газового оборудования в многоквартирных домах.

Она отмечает, что людей, которые не допустят сотрудников газовой службы в случае утечки газа, нет — при запахе люди сами вызовут аварийную службу. Опаснее в этом смысле халатное отношение жителей к вопросу замены газовых плит и газовых колонок, которые «нельзя самостоятельно устанавливать, а тем более переносить в другое место». Еще одной частой ошибкой Фролова называет установку вытяжек над газовой плитой, что «может привести к обратной тяге».

— В этом случае пострадают не только жители данной квартиры, но и соседи могут отравиться угарным газом, — отмечает она.

Только верхушка

Федорук подчеркивает, что проверка газового оборудования — это не то, чем можно пренебрегать даже в пандемию.

— Эти мероприятия очень важны, — считает эксперт. — У нас дома взрываются регулярно — там, где отнеслись спустя рукава к проверке дома на состояние газового оборудования. Потом выясняется, что сколько-то квартир не пропустили, не дали доступа к оборудованию и именно в одной из таких квартир произошла беда.

Митюшин, однако, подчеркивает, что здесь надо системно разбираться с проблемой, решать технические вопросы и вопросы безопасности на законодательном уровне.

— У нас абсолютно упускается тот факт, что ТО ВДГО — это только верхушка айсберга в вопросе обеспечения безопасности, — считает он. — Люди должны знать, как правильно пользоваться газовым оборудованием. Тут самое простое — сделать то, что было в СССР: повесить плакаты в каждом подъезде. Это недорого и достаточно эффективно — там прописано пять-семь самых важных правил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика