Для чего принимаются «сырые» СП (своды правил) и как с этим бороться ?

В конце прошлого года Минстрой ввел в действие СП 373.1325800.2018 «Свод правил. Источники теплоснабжения автономные. Правила проектирования». Мы уже делали обзор документа вот здесь.

На момент рассмотрения в документе было огромное количество несуразиц, излишних требований, не имеющих никакого отношения к вопросам безопасности и надежности. Мало того в документе прослеживается попытка ограничения конкуренции среди производителей котельного оборудования, т.к. каким-то образом решили ввести соотношение веса и мощности котла…..

Ситуация в настоящий момент не разрешилась — СП вступило в силу, даже несмотря на добровольный характер применения, эти неточности и излишние требования из него не исключили.

На сегодняшний момент многие производители начинают сталкиваться с его применением, причем речь не только об иностранных производителях, но в том числе страдают и отечественные производства. Ассоциация европейского бизнеса в апреле-мае текущего года направила в Минстрой обращение по данному вопросу, и в конце мая полила ответ Минстроя. Как всегда ответ полученный от Минстроя выглядит в большей степени как защита мундира, нежели рассмотрение вопроса по существу. Мы со своей стороны направляем в Минстрой и в ФАС соответствующие обращения. Посмотрим как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Ну публикуем обращение от АЕБ и ответ Минстроя. Читаем и обсуждаем.

Наше обращение:

 

Обращение

Просим Вас выступить с инициативой отзыва указанного СП, внесения изменений в ранее принятый СП 373.1325800.2018 «Свод правил. Источники теплоснабжения автономные. Правила проектирования.» (утв.и введен в действие Приказом от 24.05.2018 №310/пр).

Настоящий свод правил содержит в себе излишние нормативные требования, которые ограничивают конкуренцию на рынке отопительной техники, а именно соотношение веса и мощности котла. Ранее данные требования обосновывались расчетной нагрузкой на перекрытия, однако следует отметить, что расположение котельной установки на крыше в любом случае требует дополнительных расчетов по нагрузкам, причем не только перекрытий, но и несущих конструкций здания. При этом общий вес оборудования котельной установки только отчасти зависит от веса самого котла, и в большей степени зависит от иных элементов котельной установки (трубопроводы, насосное оборудование, расширительные и водонагревательные устройства). Следует также отметить, что данное необоснованное требования нарушает действующие правила сертификации и товарооборота на территории РФ, существенно ограничивает возможность применения оборудования многих производителей котельного оборудования, в том числе отечественного производства. Предлагаем исключить данное требование из нормативного документа, несмотря даже на то, что указанный Свод Правил носит характер добровольного применения.

Стоит особенно выделить, что на наш взгляд в нормативных документах должны содержаться требования в части обеспечения безопасности и надежности,  а не ограничения использования котельного оборудования той или иной марки или модели. Использование и применение, различные технические решения текущим нормативно-правовым регулированием отнесены к обязанностям проектировщика, который должен принимать то или иное решение опираясь в том числе на требования заказчика.

Также в указанном принятом Своде Правил присутствуют дополнительные избыточные и необоснованные требования и термины. Уровень шума, аэродинамические и гидравлические характеристики, эмиссия вредных выбросов – указанные параметры регламентируются требованием ГОСТ, техническими регламентами. Росстандарт как  орган контролирующий выполнение этих требований запрещает применение оборудования не соответствующего требованиям законодательства РФ. В части гидравлических и аэродинамических характеристик – какие либо требования/ограничения не имеют под собой технических оснований, т.к. задачами проектировщика является создание комплекса котельной установки, учитывающий заложенные производителями характеристики в конструкцию котла.

Как уже ранее отмечали – основополагающим принципом разработки нормативно-технических актов является необходимость введения тех или иных требований направленных на повышение надежности и безопасности. Рассматриваемый СП разработан также на основании требования ФЗ о безопасности зданий и сооружений. При этом вновь разработанный СП во многом не отвечает на поставленные задачи. Первоначально с неточностей технических и несуразиц – использование терминологии ГОСТ 78 или 89 годов. Из технических погрешностей, которые вызывают улыбку – «Модулированная горелка – устройство для сжигания топлива обеспечивающее плавное регулирование мощности котла» — как правило, автоматика котельной установки определяет регулирование мощности котла и горелочного устройства, но не наоборот. Наиболее бросается в глаза – попытка в данном документе прописать иные нормативы и требования, которые существуют сегодня в иных нормативных актах, гостах.

Из наиболее важных замечаний – почему документ не описывает многие вопросы, которые проектировщики задают ? Ну например – можно ли использовать 5-10-20 теплогенераторов в составе одной АИТ ? Это одна из тенденций, и практики подобных установок уже есть, норматив вообще не замечает подобное. Или – использование в качестве АИТ котлов «уличного» исполнения ? или использование подобных котлов в качестве крышных АИТ ?

И конечно из совсем грустного – ни единого слова об одном очень важном элементе безопасности – системы вентиляции и дымоудаления ? Системы газоанализа ? Системы пожарной и охранной сигнализации ?

Часть терминов в документе не получили расшифровки, поэтому Свод правил в большей степени приводит к дополнительной путанице.

Очень многое в данном документе абсолютно сырое, недоработанное, поэтому данный документ необходимо очень серьезно доработать, убрать излишние требования, которые не обусловлены надежностью и безопасностью, но при этом подменяют собой сертификационные требования или нормативы ГОСТ – т.е. ограничивают использование разрешенного к применению на территории страны оборудования.

Просим Вас предоставить ответ на данное обращение в установленные регламентом сроки на адрес эл. почты: 7982823@gmail.com

ГИГО — письмо по сп ику

ГИГО — письмо по сп ику ФАС

письмо аеб в минстрой

ответ минстрой на письмо аеб

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *