В настоящее время в России складывается абсолютно противоречащая здравому смыслу ситуация, при которой государственно-частные компании пользуясь доминирующим положением на рынке, полностью в нарушение антимонопольного законодательства занимаются одновременно регулируемыми видами деятельности, при этом также активно занимаются видами деятельности, которые не отнесены текущим законодательством к области естественных монополий. Естественно, что если одновременно организация явлется поставщиком ресурса, то и приоритет к своим сопутствующим отделам, которые , допустим, оказывают услуги населению по обслуживанию ставятся в приоритет, а остальным участикам рынка приходится доказывать свое право вести подобную деятельность, или банально вступать в договоренности с монополистом. Все это особенно актуально становится на фоне отсутствия независимого общественного и государтсвенного контроля, надзора. При этом должный контроль со стороны ФАС за любым участником рынка с долей свыше 70% не осуществляется вовсе. В итоге мы получаем государственно-частного монстра, в котором частные акционеры пользуясь формулировкой «государственная компания» получают индульгенцию от многих проверяющих инстанций, а также иные привилегии при работе, при этом в состав тарифов включается также приобретение либо содержание абсолютно непрофильных активов – как то дорогостоящие транспортные средства, излишние офисные и прочие объекты недвижимости. Как таковой при данном построении указанных выше типов компаний эффективность бизнеса, эффективность и объемы расходов не ставятся во главу угла, а дискриминационные действия на рынке и доминирующее положение, полностью исключающие свободную конкуренцию на открытых рынках исключают и необходимость заботы монополий о собственных расходах и эффективности.
Наибольшая опасность государственно-частных предприятий, концессионных соглашений кроется даже не сегодня. Однажды проснувшись завтра мы обнаружим, что получили неприемлемые тарифы, которые подобные участники рынка считают необходимыми, при полном отсутствии альтернативных предложений. Это означает лишь что сегодняшние совладельцы подобных предприятий, не вложив собственных средств, не заинтересованные собственным благополучием в эффективности бизнеса, в снижении издержек все подобные, необоснованные издержки совместно с увеличением уровня доходов возложат на потребителей услуг. А сегодняшние дискриминационные действия подобных компаний полностью зачистят рынок от независимых участников. Именно таков пессимистический прогноз исхода в будущем происходящих сегодня в ЖКХ процессов.
Отдельно стоит выделить бездействие местных органов власти, чиновников. При этом подобному существует абсолютно объективное объяснение – при накопленном уровне проблем в сегменте ЖКХ либо чиновнику придется закатав рукава серьезно поработать, принять множество решений, подчас не популярных, либо успешно попробовать переложить весь сегмент монополисту, при этом подразумевая, что в случае возникновения недовольства жителей, аварий и ЧС чиновник успешно перевалит этот груз на монополиста. Они Газпром, с ними и разбирайтесь… Уверены, что именно такая аргументация почему-то не поззволят применять очень простые и эффективные меры – вместо непосредственного замыкания в монопольных монстров исполнения и снятия контроля следует открыть рынки, при этом четко прописать требования к участникам, максимально реально и со здравым смыслом. Ведь именно каждому из нас через некоторое время придется расплачиваться за сегодняшние слабости чиновников в данных вопросах.
Мы считаем, что сегодняшнее развитие ситуации является прямым следствием действий некоторых чиновников, которые либо не готовы нести бремя решения существующих в ЖКХ проблем, либо подкреплены попытками в дальнейшем извлекать личную выгоду от действий создаваемых сегодня государственно-частных монстров, исключая независимый общественный контроль, исключая внешний государственный независимый от монополиста надзор за расходами, эффективностью, тарифами. Все это обостряется при полном сознательном испуганном попустительстве местных УФАС, органов прокуратуры. А если еще учесть многие недочеты в формулировках и требованиях текущего законодательства – мы и получаем картину счастливого сегодня и абсолютно пасмурного завтра.