Результаты мониторинга ситуации по изменениям в законодательстве по обслуживанию газового оборудования ВДГО/ВКГО

 

В связи с изменениями требований жилищного законодательства к специализированным организациям по обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Российской федерации (кроме г. Москва) с 01 января 2024 года все обязанности по обслуживанию  монополизируются в руках местных газораспределительных организаций (филиалах) АО «Газпром».

По нашей информации в настоящий момент в среднем по стране штаты газораспределительных организаций укомплектованы штатами для оказания услуг по обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования примерно на 30%, а ужесточения требований к слесарям, а именно наличие 5 разряда и увеличение нагрузки, без должной оплаты труда приводит к дальнейшему оттоку кадров, тем более спрос на квалифицированные кадров в других отраслях экономики серьёзно возрос. Таким образом, с такими входными данными газораспределительные организации к дополнительным объёмам работы по обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования не готовы. Путей мгновенного увеличения штатов обученными кадрами с нужными квалификациями газораспределительных организаций (филиалах) АО «Газпром» не существует.

Руководство местных газораспределительных организаций (филиалах) АО «Газпром» попыталось провести переговоры о привлечении субподрядных организаций, что во первых  общем и целом противоречит букве и смыслу изменений жилищного законодательства, во вторых предложения условий субподряда заведомо нереалистичны, например по Ивановской области предлагается субподрядчикам от тарифа внутридомового  газового оборудованиям (ВДГО) 25%, от тарифа внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) 40%, и это не скидка. Кроме того оплата только за реальное попадание в квартиру, что частично логично по ВКГО, но не правильно по ВДГО, это приведёт к отсутствию интереса у субподрядчиков к повторным обходам квартир, выгодно будет бежать «галопом» для увеличения скорости обхода или еще хуже – к подделке актов обхода. По специфике работы ВКГО подразумевает дополнительные работы, что хоть как то может сгладить экономику работы субподрядчиков, а вот по ВДГО нет – так как обсуживаются и сети и оборудования не только внутри квартиры. Таким образом  внутридомовое  газовое оборудованиям (ВДГО) будет фактически брошено без обслуживания, им будет заниматься только аварийные бригады, набегами, без соблюдения технического регламента. Кроме того, в руках  газораспределительных организаций (филиалах) АО «Газпром» будут аккумулироваться значительные суммы полученные от населения за неоказанные услуги в тех квартирах куда не получен доступ.

Данные обстоятельства в достаточно короткие сроки приведут к увеличению аварийных ситуаций.

Результаты сводных наблюдений

Общие проблемы многоквартирные и частные жилые дома:

– в 5-6 регионах на фоне размытостей и двоечтений принятых ФЗ-71 и в его исполнение ПП859, наблюдается злоупотребление правом со стороны ГРО и ГЖИ, на примере Свердловской области и Краснодарского края – утверждается, что п.2, ст.3 ФЗ-71, а также разьяснения Совета Федерации о том, что в ИЖС ранее заключенные договора с иным спец.организациями (до 01.09.23) с 1 сентября перестали действовать, и даже при наличии у абонента такого договора он должен заключить новый с ГРО. При этом при подомовых обходах используются угрозы отключения газа с 1 января, если абонент не заключит новый договор с ГРО. При этом в подавляющем большинстве случаев абонентам частных жилых домов вменяется совершенно не соответствующая методике расчета стоимость услуг, которая даже существенно выше нежели более широкий спектр услуг ранее предоставляемый иными спец.организациями данному абоненту. Подобные ситуации наиболее серьезно влияют в том числе на уровень социальной напряженности. А последствиями фактически насильного перезаключения договоров являются многочасовые очереди (подчас и многодневные) в том числе пенсионеров в офисах ГРО, что точно не являлось целью принятых изменений. По стоимости – например на территориях новой Москвы, а также Московской области стоимость договора (минимальный перечень услуг) для ИЖС колеблется в пределах 12-18 тыс.р. в год предлагаемый абонентам Мособлгазом либо Мосгазом.

– Неточности и размытости формулировок, особенно на фоне законопроекта о повышении штрафов приводят к злоупотреблению правом со стороны ГРО в том числе в вопросах ремонта и сервисного обслуживания непосредственно газовых плит и котлов – не обладая необходимыми запчастями, подчас недостаточной квалификацией сотрудников в ультимативной форме заявляется что ремонтом котлов и плит также имеют право заниматься поставщики газа.

– компании ранее занимавшиеся обслуживанием многоквартирных домов в подавляющем большинстве случаев находятся в состоянии подготовки к закрытию данных направлений бизнеса, с последующим сокращением штатов сотрудников. В некоторых регионах наблюдается общение между ГРО и компаниями о возможности продолжения деятельности на основе субподрядных соглашений, но это единичные случаи.

– ГРО в рамках заключаемых договоров готовят к розыгрышу на тендерах субподрядные «пакеты» с обьемами (как правило 3-5-10 на область/регион участников). При этом, поскольку речь идет об исполнении 223ФЗ (торги), то контроля за фактической добросовестностью участников торгов нет и не предусмотрено, что в дальнейшем может привести к коллапсу в данной области деятельности, поскольку получаем простую схему цепочки субподрядчиков. В конечном итоге оплата конечному исполнителю работы с учетом всей цепочки посредников фактически окажется ниже уровня себестоимости работ.

– В рамках подбора субподрядчиков в подавляющем большинстве регионов компании с небольшим количеством абонентов не рассматриваются вовсе

– ценообразование – рост стоимости услуг предоставляемых ГРО в зависимости от регионов для многоквартирых домов составляет от 30 до 200% при прочих равных условиях по сравнению с конкурентными ранее существовавшими условиями

– Постановление Правительства 410 содержит минимальный перечень работ, однако в Приказе Минстроя №388, расчет стоимости подобных работ не приведен. Т.е. методические рекомендации выпущены по расчету стоимости операций, а расчета стоимости работ с точным соответствием ПП410 нет.

– в подавляющем большинстве регионов расчет цен ГРО не произведен должным образом, что они обязаны были сделать в соответствии с приказом Минстроя №388

– во многих регионах ГРО предоставляет абонентам договора к заключению не соответствующие типовым формам, не отвечающие требованиям приказа Минстроя №387, в том числе без соответствующего перечня работ

– Наблюдаются очереди абонентов в виду отсутствия возможности со стороны ГРО к наплыву абонентов. Чисто физически ГРО не успевают заключать договора в рамках наступающего 01.01.24.

– многие абоненты на след.день после заключения договоров получают уведомления от ГРО о необходимости замены оборудования, поскольку сроки эксплуатации плиты/котла истекли, что  в дальнейшем рассматривается гражданами исключительно как очередная попытка заработать, поскольку в рамках замены предлагается приобрести новую плиту или котел в магазине принадлежащем ГРО.

– в рамках дефицита времени во многих регионах наблюдается массовая рассылка писем-оферт абонентам по заключению договоров ВКГО, однако эти письма не содержат в себе состав оферты- текста договора, стоимости услуг. Предлагается абоненту просто оплатить 100-500 р., и после этого оферта считается принятой абонентом. При этом еще раз отметим – конечной стоимости услуг не содержится.

– по многоквартирным домам – наблюдаются часто случаи злоупотребления правом со стороны ГРО – в рамках договоров ТО ВДГО многоквартирных домов, для повышения стоимости, подчас завышают обьемы работ = указывают завышенные протяженности трубопроводов, иные элементы систем газопотребления, иные параметры, которые не соответствуют системам конкретного многоквартирного дома.

Стоит отдельно выделить полное не соответствие принятым изменениям и складывающей ситуации в Москве и Моск.области (Новая Москва в частности). В рамках отношений поставщиком газа является Газпроммежрегионгаз Москва (или иная дочка Газпрома), однако не имея законных оснований заключение договоров происходит не с данным юр.лицом, а либо с Мосгаз, либо Мособлгаз, что противоречит Фз-71 !!!

 

Письмо Минстроя России от 31.10.2023 N 67211-АЕ_04 - про необходимость внесений изменений в Устав Постановление правительства 859 - внесение изменений в 410 ПП410 О мерах по обеспечению безопасности при использовании и Приказ 387 - расчет стоимости Приказ 388 - типовые формы договоров ФЗ-71 18-03-23

6 комментариев

  1. Ольга Леонидовна Кириченко

    Может стоит данный материал, за который спасибо огромное, направить с минутой РФ, профильный комитет госдумы и может активизировать работу пр сбору подписей по отмене закона, заведомо не обеспечивающего безопасность, по Тверской области это очень очевидно

  2. Ольга Леонидовна Кириченко

    Как член Общественной палаты Тверской области, руководитель Тверской ассоциации Управляющих организаций в жилищной сфере “ДОМ” готовлю круглый стол на тему подготовки жилого фонда к отопительному сезону в части реализации фз 71, а там и договорная провальная компания, и как следствие все остальное качество специалисты , регламент пабот которого никто не знает, ваш материал могу использовать ? Буду благодарна за ответ

  3. Добрый день. Постановление Правительства РФ 410 от 14.05.2013 г. в своей первоначальной редакции наделяло ГРО исключительным правом на выполнение работ по ТО и ремонту ВДГО и ВКГО, однако Верховный Суд РФ решением от 10.12.2013 N АКПИ13-826 лишил ГРО данного исключительного права и дал возможность работать другим специализированным организациям. Планирует ли ГИГО использовать данную судебную практику?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика