Ранее мы в обсуждениях сделали первые два шага:

  1. ШАГ 1 — рассмотрение типов и вариантов систем в многоквартирных домах

  2. ШАГ 2 – определение степени рисков и периодичности осмотров оборудования – методика определения

  3. ШАГ 3 – определение ролей и задач всех участников процесса газоснабжения и использования газа в быту в многоквартирных домах

 

На данном этапе предлагаем к рассмотрению один из вариантов построения системы взаимоотношений при пользовании газом в быту, которая коренным образом отличается от текущих метаний из стороны в сторону, при этом содержит в себе фактически элементы, которые все мы с Вами утеряли за прошедшие 30 лет с момента распада СССР. Система конечно отличается в тех аспектах, которые имеют непосредственное отношение  к понятиям «частной собственности» и подобным.

ШАГ 4 — ВАРИАНТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ГАЗОМ В БЫТУ.

В рамках одной из рассматриваемых концепций, предлагается на широкое обсуждение вариант системы, описанной в данном документе – для упрощения общения в дальнейшем присвоим ему условное название «ВАРИАНТ 1».

Конечно любая система требует многократного обсуждения, внесения правок, принятия дополнительных мер. Данным вариантов мы лишь представляем одну из концепций.

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ:

— установление требований в технических областях, которые не охвачены ФЗ «О промышленной безопасности» к владельцам о проведении осмотров своих объектов в части технических параметров имеющих непосредственное влияние на безопасность путем привлечения любого из аттестованных по данной категории «ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСПЕКТОРА», вне зависимости от места его работы – различные гос. или ком. предприятия. Данные инспектора должны ежегодно проходить переаттестации, подтверждать свои знания и навыки, являться участниками (как конкретные физ.лица или ИП) Федерального единого СРО «Технической инспекции» (предстоит создавать). Все требования к данным лицам, нормативы, порядок проведения осмотров и прочее – и является целью работы данной саморегулируемой организации – в общении профессионального сообщества, накопления статистики, изменений нормативов и прочего. В составе СРО также необходимо присутствие представителей Ростехнадзора, МЧС, ФАС – в первую очередь в части «сшивки» всех направлений – как в части промышленной безопасности, так и в части бытовых зданий/строений/сооружений, жилья (то что не подпадает под промышленную безопасность). Ежегодная переаттестация и суммарный опыт позволит системно подходить и оперативно доводить до конкретных инспекторов требуемые изменения в осмотрах, заострять внимание на определенных деталях, при необходимости сводным образом по стране проводить внеплановые тематические проверки различных категорий объектов. Наиболее вероятно подобное СРО создавать как нештатное подразделение/отдел Ростехнадзора или под непосредственным патронажем.

В рамках системы:

  1. ГИС «ТОЧКА ПОТРЕБЛЕНИЯ»
  • независимая от поставщиков газа, от спец.организаций и иных участников рынка по всем точкам потребления газа (квартиры, дома и прочие объекты). Данная ГИС в себе также должна содержать первичные сведения – договор поставки газа, договор обслуживания, границы обслуживания, кто обслуживает, а также исчерпывающую техническую информацию по оборудованию – сер.номера/марка/модель/тип, срок службы до, счетчик газа и т.п., включая также информацию и отметки о проведении тем или иным участником тех или иных работ/действий, замены оборудования, замены гибких подводок, установленных ограничений – т.е. накапливать в себе в том числе статистику, давать возможность в случае превышения пороговых количеств инцидентов сигнализировать о необходимости более глубокого диагностирования или замены элементов в конкретной точке
  1. Аттестация «ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСПЕКТОР» —
  • создание на базе СРО, в полной аналогии с кадастровыми инженерами, «института» специалистов, под общим термином «ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСПЕКТОР». В рамках аттестации возможно предусмотреть категории, имеющие отношение ко многим существующим сегодня техническим областям, не охваченным системами лицензирования и подобным (газопотребление, лифты, подьемные механизмы, электробезопасность и т.п.). Подразумевается, что конкретная категория будет иметь отношение к конкретной области знаний и опыта, получение аттестаций подразумевается отдельно по категориям. Прошедший обучение/аттестацию по категории получает персональный оттиск и цифровую подпись, доступ к системам ГИС. Обязанностью считаем ведение осмотров на основании предусмотренных и разработанных СРО нормативных документов, «Контрольных листов». Устанавливаем персональную ответственность аттестованного специалиста за соответствии норм и правил, отображением информации в ГИС. Вместо установления каких-либо размытых требований к организациям – получаем «институт» профессионального общения, накопления статистики, изменения нормативов на основании сводного опыта.
  1. ГИС «ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСПЕКТОР»
  • база данных содержащая в себе информацию о конкретных ответственных лицах, получивших право ведения осмотров, категориях их допусков/аттестаций, различных служебных отметках, в том числе накопительно – ошибках и неточностях в работе – либо для углубления знаний в данных областях, либо о принятии решений об исключении конкретного участника и отзыве его прав аттестаций. Непосредственная связь данной ГИС и иных, в том числе возможно перспективных систем (и ГИС ЖКХ) позволит создать единое информационное неразрывное поле, с возможностью выбора и накопления статистики, выборки различных показателей.

В рамках рассматриваемой системы предлагается:

  1. В технически сложных областях, которые для обеспечения безопасности требуют периодических осмотров/аттестаций ввести в обиход понятие «обязательная периодическая проверка технического состояния» — комплекс мер по осмотру и выявлению факторов риска, которые изменяют риски возникновения аварий/ЧС. Обязать владельцев за собственные средства проводить с указанной периодичностью данное освидетельствование силами допущенных, аттестованных специалистов в данной области.
  2. Специалисты должны пройти соответствующие аттестации, получить персональные допуски к системам ГИС (указанным Выше). Вне зависимости от форм собственности предприятий где они работают. Специалист получая аттестацию и допуск Технического инспектора несет персональную ответственность за проведение проверки и достоверность сведений внесенных в ГИС.
  3. Контроль за специалистами осуществляет орган, выдавший аттестацию, при этом обеспечивая вторичный контроль по объектам, которые ведет вышеуказанный специалист, в том числе осуществляя выборочный контрольный осмотр уже проверенных специалистом объектов. При определении методов контроля используется статистические методы расчета – первично проверка 2% объектов, в случае нахождения несоответствия – 10% от всех, в случае нахождения недостоверности – 100%. Данные проверки проводятся за счет финансирования органа, выдающего аттестации. В случае если специалист теряет допуск, проводим за счет средств аттестационного органа 100% проверку всех объектов, по которым специалист проводил проверку за данный период.
  4. В связи с введением указанной схемы теряет любой смысл выдача каких-либо иных допусков для проведения самих работ на объектах, но в силу вступает правило «обязанность заказчика после любых работ проводить проверку силами аттестованных специалистов».
  5. В части газопотребления — Утрачивает смысл в проведении ТО ВДГО/ВКГО, т.к. проверка и есть основной смысл ранее существовавшего требования о периодичности ТО ВДГО/ВКГО

В результате:

Получаем персонально аттестованных и наделенных персональной ответственностью специалистов, которые также объединены в рамках центра аттестации, которым доводятся необходимые изменения в нормативах. При этом также получаем полноценную систему накопления статистики, на основании которой можем изменять нормативы, технические требования. Получаем свободный рынок услуг в данной области, т.к. аттестованные специалисты могут работать как в частных так и государственных компаниях, органах контроля и надзора. Получаем фактически в технически сложных областях (не промышленных опасных объектах) систему независимого контроля надзора при этом без существенных схем управления, новых министерств, либо ведомств.

При этом решается очень большой круг вопросов предвзятости, укрывательства, командно-приказных схем сокрытия реальной картины происходящего в регионах. Также решается вопрос дискриминации на рынке — аттестацию может получить каждый специалист, права ответственность и обязанности одинаковы, вне зависимости от места работы. Со стороны собственников — поскольку на рынке есть конкуренция — вопросов какого-либо тарифного регулирования не требуется.

Схема взаимоотношений кратко представляем здесь:

схематика новая вар1

 

This article has 2 comments

  1. Валерий Reply

    Доброго времени суток.
    Начинание здраво , но кто будет обучать специалистов, которые будут учить других.? Учебные комбинаты? А кто им заплатит? Кто отвечает за проект? Все согласовано и далее все обсалютно не важно.
    Ростехнадзору пока не взорвется начхать и очень давно.
    По этому самый Важный пункт ЗА ЧЕЙ СЧЕТ БАНКЕТ. И кому выгодна безопасная эксплуатация.

    • Станислав Митюшин Reply

      Добрый день. Это важные и правильные вопросы. За чей счет ? Не будем себя обманывать — за счет потребителя газа. На сегодняшний день эти деньги абонентами уже оплачиваются, но реальные проверки и работы не проводятся, или проводятся формально. Квалификация и обучения — на сегодня это в какой-то мере выполняется различными АНО, в какой-то мере производителями оборудования. Аттестации и допуски к газоопасным работам — это на сегодня осуществляется Ростехнадзором. То что мы пытаемся обсуждать позволит уйти от монополий, позволит сделать периодичность проведения фактических работ привязанной к конкретной квартире, позволит ввести персональную ответственность конкретного специалиста, и реально покажет сложившуюся картину с рисками, оборудованием. И обсуждать стоит на первом этапе именно это. Какие риски и какие последствия по ним мы будем учитывать — это второй этап системного обсуждения, когда специалисты примут путь изменений. На сегодня законодателям и чиновникам виден только один — монополизируем, значит дадим возможность собрать все деньги, и переложим на них ответственность. Но ведь это уже пройденный этап — уже сейчас де-факто монополизировано, и что безопасно ?

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *