Всероссийское обсуждение системы обеспечения безопасности при пользовании газом в быту ШАГ3
Целью данного этапа является рассмотрение и построение системы взаимоотношений и контроля всеми участниками процесса – от поставщика газа, до абонента (владельца квартиры). Это промежуточный этап, прежде чем воедино сводить факторы и системным образом повышать безопасность.
Текущая ситуация обострена многими факторами, в том числе абсолютным отсутствием прозрачности, незнанием сторон своих обязанностей и прав, отсутствием четких границ ответственности – именно решение этих ключевых моментов и является наиболее важным для построения системы взаимоотношений сторон в части системной безопасности.
Небольшое отступление – безопасность это прежде всего система предупреждения, которая должна препятствовать возникновению предпосылок к авариям, инцидентам, ЧС. Системный подход к безопасности должен обеспечивать минимум двойной контроль, независимость уровней контроля друг от друга, наличие внешней независимой системы выборочной проверки и первой и второй сторон, независимой системы аттестации специалистов, наличие технического надзора. Предупреждение факторов возникновения аварий основано на сборе и анализе статистики, итогах расследования уже произошедших случаев – и все эти кирпичики должны быть фундаментом системы, которая упреждающим образом должна самоизменяться, вносить необходимые изменения и требования как к оборудованию, приборам, так и вносить изменения в нормативно-правовую базу основываясь именно на статистике.
Ранее мы в обсуждениях сделали первые два шага:
-
ШАГ 1 – рассмотрение типов и вариантов систем в многоквартирных домах
-
ШАГ 2 – определение степени рисков и периодичности осмотров оборудования – методика определения
ШАГ 3 – определение ролей и задач всех участников процесса газоснабжения и использования газа в быту в многоквартирных домах.
В текущей ситуации в процессе газоснабжения в многоквартирных домах принимают участие следующие стороны. Поскольку мы рассматриваем вопросы безопасности, то и многие иные моменты общения сторон в рассмотрение принимать не будем.
-
Поставщик газа – в рамках Закона “О газоснабжении” и Пост.Правительства 549 – Абонент обязан: …обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования
-
Газораспределительная организация – согласно Пост.Правительства 549 Поставщик газа заключает с ГРО договор на транспортировку газа.
-
УК/ТСЖ – согласно Пост.Правительства 354 – Газоснабжение потребителя производится при условии организованных УК/ТСЖ и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам
-
Специализированные организации (обслуживание) – Пост.Правительства 410 – должны заключить соглашение с ГРО (абонента) соглашение об АДО, подать уведомление в ГЖИ и Ростехнадзор (о том что осуществляют такую деятельность).
-
Абонент (потребитель газа) – обязан – иметь действующий договор на обслуживание ВКГО, соблюдать правила эксплуатации приборов, соблюдать инструкцию по безопасному использованию газом в быту, в случае изменений в части оборудования информировать Поставщика газа. На самом деле обязанности абонента расписаны во всех выше поименованных постановлениях, а еще в Законе ” О газоснабжении”.
На данном этапе не будем погружаться в рассуждения почему так все запутанно, почему столько документов, а рассмотрим модель перспективной системы, ролей каждой из сторон. Как уже выше отмечено безопасность достигается в том числе путем системного надзора и контроля, причем для повышения безопасности нам необходим двух или трех уровневый контроль независимыми участниками, обладающими необходимыми квалификациями.
В данном случае у нас имеется несколько направлений контроля:
– документарный: наличие у абонента необходимых для обеспечения безопасности договоров, документов, в том числе контроль сроков эксплуатации газового оборудования, наличие акта проведения ТО ВКГО, квалификация/аттестация конкретного специалиста
– технический: фактическое появление специалиста на объекте и проверка фактической безопасности, квалификация специалиста, работоспособность и безопасность фактическая, отсутствие утечек, тех.состояние и т.п.
Представим в виде таблицы роли и задачи, которые с точки зрения безопасности позволят системно поддерживать высокий уровень безопасности
Предлагаем Всем участникам выступить с предложениями, следующим шагом будет рассмотрено создание системных механизмов и цифровых систем учета для повышения безопасности. Мы отлично осознаем, что текущий шаг обсуждений наиболее важен, т.к. затрагивает интересы практически всех жителей страны в той или иной мере.
Участник процесса | Роль | Примечания | Задачи роли |
---|---|---|---|
Абонент | Контроль за специалистом | Заказчик по договору ВКГО, Контроль за специалистом по составу и объему работ, периодичности ВКГО | Контроль фактически оказанной услуги, объема проведенных работ специалистом, контроль соблюдения периодичности |
УК/ТСЖ | Контроль за Абонентом Контроль за специалистом | Заказчик по Договору ВДГО, контроль за наличием договора у Абонента на ВКГО, Контроль за специалистом по объему и составу работ, периодичностью ВДГО/ВКГО | Контроль за наличием у Абонента договора на ТО ВКГО Контроль фактически оказанной услуги, объема проведенных работ специалистом, контроль соблюдения периодичности |
Поставщик газа | Контроль за Абонентом | Исполнитель по поставке газа, контроль за наличием у Абонента действующего договора | Контроль по наличию действующего договора |
ГЖИ | Контроль за Абонентом Контроль за УК/ТСЖ Контроль за специалистом | Контроль за наличием действующих договоров, периодичности ведения работ, наличием актов | Контроль за наличием договоров и Абонента и УК/ТСЖ ВКГО/ВДГО |